KAMЮ

KAMЮ (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир,-4.1.1960,
Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Род. в
семье рабочего. Учился на филос. ф-те Алжирского ун-та; занимался театральной
и обществ, деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сб. лирич.
эссе "Изнанка и лицо" (1937) и ч Бракосочетания" (1939). В 1934-37 состоял
в компартии. В 1938 переехал во Францию; сотрудничал в подпольной газ.
"Комба" ("Combat"), к-рую возглавил после освобождения от нем. оккупации.
Повесть "Посторонний" (1942) и филос. соч. "Миф о Сизифе" (1942), а затем
постановки его пьес "Недоразумение" (1944) и "Калигула" (1944) принесли
К. известность. Принадлежа к кругу Ж. П. Сартра (до их разрыва в
1951), К. благодаря своей публицистике (собрана в 3 кн. "Злободневных заметок",
1950-58), филос.-идеологич. эссе "Бунтующий человек" (1951), роману-притче
"Чума" (1947), навеянному Движением Сопротивления, мистерии "Осадное положение"
(1948), пьесе о рус. эсерах-террористах "Праведные" (1950) стал одним из
"властителей дум" мелкобурж. интеллигенции Запада, помышлявшей о промежуточном
"третьем пути" в период "холодной войны". Мучительные попытки К. оставаться
"вольным стрелком", находясь в гуще общественно-идеологической схватки,
но не примыкая ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести "Падение"
(1956), в кн. рассказов "Изгнание и царство" (1957), в "Шведских речах" (1958; произнесены по случаю присуждения ему Нобелевской пр. за 1957).

Филос. взгляды К. не отличаются строгой систематичностью и во многом
перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря на открыто
выражавшееся К. несогласие с ведущими мыслителями этого течения. К. исходит
из мысли о крахе в 20 в. былых притязаний разума- будь то житейское здравомыслие,
рационалистич. теология божеств, "промысла" или наука-постичь порядок и
конечный метафизич. смысл бытия.

А. Камю.

Опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью,
приводит мыслящую личность, согласно К., к открытию -"абсурда" как своего
"вечного удела" на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а,
напротив, пробуждать высшее мужество - продолжать жить вопреки "хаосу",
обходясь без всяких доводов в пользу такого решения. Поначалу единственной
ценностью К. провозглашал полноту телесного приобщения к природе, а гражд.,
духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, участвуя
в Сопротивлении, К. пересмотрел свой прежний лозунг "Ничто не запрещено"
в свете идеи долга каждого перед "другими" ("Письма к немецкому другу",
1943-44). В дальнейшем он пришёл к моралистич. гуманизму, опирающемуся
на заповедь христ. милосердия и противопоставленному нравственности, исходящей
из социально-историч. установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто
размежевался и с революционной моралью, предпочтя ей праведничество тех,
кто "истории не делает, а претерпевает" её напасти.

В лит. творчестве К. видит задачу писателя в том, чтобы облечь хаотич.
мир в упорядоченные и завершённые формы. В этом он следует франц. писателям-моралистам
17-18 вв.с их строгой и отточенной ясностью. Книги К. тяготеют к притче,
к трагич. "мифу" духовного прозрения, когда человек внезапно открывает
свою метафизич. участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает
свою дорогу. От демонич. мятежа против судьбы в "Калигуле" и "языческого"
имморализма в "Постороннем", через стоическое сопротивленчество в "Чуме",
светский вариант проповеди "Не убий!" в "Праведных" к горькому переживанию
отлучённости от счастья в "Изгнании и царстве" и "Падении"- таков путь
героев К., мучимых поисками своей жизненной правды. Их метания между произволом
и долгом, одиночеством и солидарностью, бунтарством и самоустранением -
одно из свидетельств неустойчивой духовной атмосферы на Западе сер. 20
в. Марксистская мысль во Франции и за её пределами подвергла критике взгляды
К. как выражение идео-логич. двусмысленности разорванного мелкобурж. сознания.

Соч.: Theatre, recits, nouvelles, P., 1962; Essais, P., 1965; в рус.
пер.- Избранное, [вступ. ст. С. Великовского], M-, 1969. Лит.: Шкунаева
И. Д., Современная французская литература, M., 1961; E в н и-HaE. M., Современный
французский роман, 1940-1960, M., 1962; Михайлова Л., Некоторые аспекты
гуманизма в философии А. Камю, "Тр. Московского ин-та народного хозяйства",
1967, № 47; Карпу-ш и н В. А., Концепция личности у А. Камю, "Вопросы философии",
1967, № 2; N i с о 1 a s A., A. Camus, Р., 1966; Q u i I-Io t R., La mer
et les prisons, essai sur A. Camus, P., 1956.

Библ.: С re pin S.. A. Camus. Essai de bibliographic, Brux., 1960.

С. И. Великовский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я