КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от
позднелат. camera - комната), специфическая разновидность муз. искусства,
отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения
К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего,
"комнатного" музицирования (отсюда и название). Сочинения К. м. пишутся
для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста
до камерного ансамбля). Для К. м. характерна экономия и тончайшая
детализация выразит, средств; она обладает большими возможностями передачи
лирич. эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К.
м. восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили
лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную
музыку. В 16-18 вв. термином "К. м." стали обозначать светскую музыку,
в отличие от церковной (камерная соната, в отличие от церк. сонаты).


Совр. виды камерного инструментального
ансамбля - соната, трио, квартет, квинтет и т. д.- сформировались в творчестве
представителей венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена,
создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий
богатыми выразит, возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый
квартет) привлёк внимание почти всех композиторов, в нём получили отражение
все осн. направления муз. иск-ва 18-20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф.
Шуберт, Ф. Мендельсон, P. Шуман) и композиторы последующего времени (И.
Брамс,А. Дворжак и др.); высоким художеств, уровнем отличаются камерные
ансамбли рус. композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов
и др.), традиции к-рых нашли продолжение у советских композиторов (H. Я.
Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).


С кон. 18 в. и особенно в
19 в. видное место в муз. иск-ве заняла вокальная К. м. В творчестве Ф.
Шуберта, P. Шумана и др. композиторов-романтиков сформировался новый для
того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр
художеств, песни. Богатое развитие жанры песни и романса получили
-в России (M. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин,
M. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корса-ков, С. В. Рахманинов и др.). В это
же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные
пьесы, пьесы в танцевальных формах и т. п.).


В 19 в. стали устраиваться
публичные концерты К. м., гл. обр. в небольших концертных залах, возникли
организации любителей К. м., сформировались многочисленные камерные ансамбли
исполнителей.


Лит.: Васина-Гроссман
В. А., Русский классический романс, M., 1956; её же, Романтическая песня
XIX века, M., 1967; её же, Мастера советского романса, M., 1968; Раабен
Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, M., 1961; его ж е. Советская
камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; Wa It hew R. H., The development
of chamber music, L.- N. Y., [1909]: Mersmann H., Die Kammermusik, Bd 1-4,
Lpz., 1930-33; Ki Ib urn N., Chamber music and its masters, L., 1932; U
1-r i с h H., Chamber music, 2 ed., N. Y.- L., 1966; Coeuray A., La musique
de chambre, P., 1953; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, .Lpz., 1960;
С о b b e t t W. W., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1-3,
L., 1963. Л. H. Раабен.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я