КАМЕРА С БЕГУЩИМ ЛУЧОМ

КАМЕРА С БЕГУЩИМ ЛУЧОМ телевизионное
устройство, в к-ром передаваемое изображение развёртывается световым пятном,
бегущим по экрану проекционного кинескопа. Наибольшее распространение К.
с б. л. получила в цветном телевидении для передачи кинофильмов и диапозитивов.


Схема камеры с бегущим лучом:
/ - усилитель импульсов для гашения обратного хода электронного луча кинескопа;
2
-
фокусирующая система; 3 - отклоняющая система; 4 -
генераторы
строчной и кадровой развёрток; 5 - проекционный кинескоп;
6 -
источник
постоянного высокого напряжения; 7 - объектив; 8 - устройство для
продвижения киноленты; 9 - кадровое окно; 10 - конден-сорная
линза; //, 12- дихроические полупрозрачные зеркала;
13, 14, 15
-
светофильтры; 16, 17, 18 - фотоэлектронные умножители.
Eи
Eвидеосигналы соответственно красной, зелёной и синей
составляющих цвета.


Принцип её действия
поясняется схемой, приведённой на рис. На экране кинескопа генераторами
строчной и кадровой развёрток создаётся немодулированный по яркости (постоянной
интенсивности) телевизионный растр. Этот растр объективом проецируется
на кинокадр или диапозитив. Во время развёртки световое пятно последовательно
строка за строкой просвечивает весь кинокадр или диапозитив, изменяющий
в соответствии с плотностью (прозрачностью) изображения яркость светового
потока. Далее модулированный световой поток собирается и направляется конденсорной
линзой в цветоде-лит. блок для разделения света по спектру. После разделения
световые потоки поступают в фотоэлектронные умножители, где они
линейно преобразуются в видеосигналы красной, зелёной и синей составляющих
цвета. Их амплитуды определяются яркостью и цветностью передаваемого в
данный момент элемента изображения (см. Цветное телевидение).
При
передаче кинофильмов согласование движения киноплёнки с чересстрочной
развёрткой
изображения производится соответствующим устройством в кинопроекторе.
К. с б. л. используется также в качестве эпипроектора для передачи непрозрачных
изображений (открыток, фотографий, карт и т. д.) и ограниченно для передачи
игровых сцен из телевиз. студии. В этих случаях световой поток от кинескопа
проецируется на непрозрачное изображение или сцену. Для работы с К. с б.
л. в студии необходимо затемнение. Освещается объект импульсами света во
время обратного хода кадровой развёртки.


Лит.: Теория и практика
цветного телевидения, под ред. П. В. Шмакова, M., 1962.

H. Г. Дерюгин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я