КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ протестантское вероучение,
основателем к-рого был Ж. Кальвин', возникло в 16 в. в процессе
Реформации.
В
основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии"
(Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308),
лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божеств, невмешательстве
в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог
ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к
погибели, одних - к раю, других - к аду, и этот приговор бога абсолютно
неизменен. Учение о предопределении "...было религиозным выражением того
факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят
не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от
них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного
человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил"
(там же). Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к
фаталистической покорности судьбе. Согласно К., человек должен быть уверен
в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью
и деятельностью. Бог, как утверждал К., непосредственно не нарушает закономерности
созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех
в его профессиональной деятельности. T. о., получала религ. оправдание
предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению
и наживе. Проповедовавшийся К. т. н. мирской аскетизм выражался в простоте
жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисл. католич. праздников и в
увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины К.) это вероучение распространилось
в Англию (см. Пуритане), Шотландию, Нидерланды, нек-рые области
Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религ. идеология буржуазии эпохи
первонач. накопления капитала К. сыграл крупную организующую роль в двух
ранних бурж. революциях - нидерландской (16 в.) и особенно английской (17
в.).


Респ. организация кальвинистской церкви
коренным образом отличается от иерар-хич. построения католич. церкви. Во
главе церк. общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских
членов общины, и проповедники, обязанности к-рых не были связаны со священ-нич.
деятельностью, а являлись лишь службой (лат. mmisterium; отсюда их назв.-
министры). Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация
церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно
благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также
полностью осуществлён бурж.
идеал "дешёвой церкви" (упрощение культа, устранение роскоши и т. п.).
К. не менее нетерпим к инаковерующим (особенно нар. реформац. течениям),
чем католицизм. В отличие от нар. "ере-тич." учений, отрицавших необходимость
церкви как обществ, института, К. проповедовал, что спасение возможно исключительно
в рамках церкви. Церк. организация К. строилась на основе жесточайшей дисциплины
и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церк.
организация К. была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным
орудием для борьбы аристокра-тич. слоев дворянства с королев, абсолютизмом,
напр, во Франции (см. Гугеноты). К. вместе с цвинглиавством (см.
У.Цвингли),
быстро
слившимся с К., в различных своих разновидностях (реформатские церкви,
пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение
в США, Великобритании и нек-рых её бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии;
насчитывал к кон. 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.


Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах
и конец классической немецкой философии, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 21; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, M., 1931; Поршнев
Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма,
в. 6, M., 1958; В и line р P. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические
учения и движения XVI века, M., 1894. С. Д. Сказкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я