КАЗАХСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

КАЗАХСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА образована
в 1958 на базе Туркестано-Сибирской и Карагандинской ж. д. и отд. участков
быв. Ташкентской, Оренбургской и Южно-Уральской ж. д. Управление - в г.
Алма-Ате. Пролегает по терр. Казах. CCP и частично по терр. РСФСР и Кирг.
CCP. Граничит со Среднеазиатской железной дорогой (ст. Ченгельды), с Западно-Сибирской
железной дорогой (ст. Локоть, Кулунда и Кзылту), с Приволжской ж. д. (ст.
Озинки, Аксарай-ская), с Южно-Уральской ж. д. (ст. Золотая Сопка, Петропавловск,
Тобол, Никель-Тау и Илецк). По протяжённости занимает 1-е место среди др.
ж. д.: в 1971 эксплуатац. длина К. ж. д. составляла 13 250 км, или
примерно 9% общей сети ж. д. СССР, развёрнутая длина гл. путей - 15 084
км.


Первой (1905-06) была сдана в эксплуатацию
ж.-д. магистраль Илецк (от Оренбурга) - Ченгельды (до Ташкента), установившая
связь Европ. части России со Cp. Азией и юж. и зап. р-нами Казахстана.
В 1915 построены линии Золотая Сопка (от Троицка) - Кустанай, в 1916 -
линия Арысь - Бурное, в 1917- Локоть (от Алейской)- Семипалатинск. Св.
80% ж.-д. линий дороги построено за годы Сов. власти. В 1922-24 вошли в
строй ж.-д. линии Бурное - Джамбул и Джамбул - Фрунзе. В 1931 построены
важнейшие для СССР магистрали: Туркестано-Сибирская (Турк-сиб), соединившая
р-ны Сибири и Д. Востока с р-нами Cp. Азии и Казахстана, и Курорт Боровое
- Целиноград (б. AK-молинск) - Караганда, для освоения Карагандинского
угольного бассейна. В 1939-40 к месторождениям медных и полиметаллич. руд
(Балхаш, Ленино-горск, Джезказган) проведены линии Караганда - Балхаш,
Локоть - Ленино-горск, Жарык - Джезказган.


В годы Великой Отечеств, войны 1941-
1945 вошли в строй: линия Кандагач - Гурьев, создавшая выход из р-нов Юж.
Урала к Каспийскому м. и нефтяным месторождениям Казахстана; линии Кант-Быстровка,
Коксу-Текели, крупнейшая магистраль Целиноград (Акмолинек) - Карталы, соединившая
карагандинский угольный бассейн с пром. районами Урала; линия Никельтау
(от Орска)-Кандагач, связавшая Южный Урал с Гурьевом и р-нами Cp. Азии.
В 1953 вступили в строй линии Целиноград - Павлодар, Моинты -Чу и Защита
- Зыряновск. В числе линий, построенных в 1960-71: Новоурицкое-Пески-Целинные,
Пески-Целинные - Володарское, Павлодар - Кулунда, Есиль - Аркалык, Тобол-Джетыгара,
Актогай - Дружба, Караганда -Караганды, Ермен-тау - Айсары, Тобол - Лисаковск,
Maкат- Мангышлак, Мангышлак -Узень - Каратау - Жанатас, Дубовская - Угле-рудная
- Балхаш - Саяк и другие. Дорога обслуживает р-ны угледобычи, месторождения
руд, минерально-строительных материалов, предприятия чёрной и цветной металлургии,
машиностроения, химии, лёгкой и пищ. пром-сти, крупные с.-х. р-ны страны.
По грузообороту К. ж. д. занимает 2-е место в сети страны (ок. 230 млрд.
ткм
в
1971). В отправлении дороги наибольший удельный вес имеют уголь, руда,
зерно и стройматериалы. В ввозе и транзите преобладают уголь, нефтепродукты,
лесоматериалы, машины, оборудование, а также грузы лёгкой и пищ. пром-сти.
По видам сообщений перевозки распределяются: вывоз ок. 28%, ввоз 21%, местное
сообщение 23% и транзит 28% . Объём пасс, перевозок К. ж. д. ок. 14 млрд.
пассажиро-километров (1971), или примерно 5% от перевозок общей сети ж.
д. СССР. Награждена орденом Ленина (1971).


Г. С. Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я