КАЗАНСКАЯ ШКОЛА

КАЗАНСКАЯ ШКОЛА (в языкознании),
общепринятый, но не вполне удачный термин для обозначения группы учеников
И. А. Бодуэна де Куртенэ по Казанскому ун-ту в бытность его (1875-83)
проф. этого ун-та. Обычно к К. ш., кроме самого Бодуэна, причисляют H.
В. Кру-шевского, В. А. Богородицкого, С. К. Бу-лича, А. И. Александрова
и др. Лингвисты К. ш. тяготели к младограмматизму: для них характерны
разграничение устной и письменной форм речи, анализ взаимоотношений психологического
и физиологического в языке, разграни.чение статики и динамики (синхронии
и диахронии), чётко выраженный историзм, внимание к живым языкам и др.
Позднее сам Бодуэн отошёл от взглядов К. ш. и встал на позицию лингвистич.
социологизма, явившись в этом смысле предшественником Ф. де Соссюра и А.
Мейе. Ближе всего к Бодуэну в "казанский" период его деятельности был польский
лингвист К. Ю. Аппель. Нек-рые учёные считают лингвистов К. ш. зачинателями
совр. структурной лингвистики (P. Якобсон).


Лит.: Березин Ф. M., Очерки
по истории языкознания в России (конец XIX - начало XX в.), M., 1968; Богородиц-кии
В. А., Казанская лингвистическая школа, в кн.: Труды Московского института
истории, философии и литературы, т. 5, M., 1939;Ч ерепанов M. В., Казанская
лингвистическая школа, в сб.: Вопросы общего языкознания, Л., 1967. А.
А. Леонтьев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я