КАДРЫ

КАДРЫ 1) основной (штатный)
состав подготовленных, квалифицированных работников предприятий, учреждений,
парт., проф. и обществ, организаций той или иной отрасли деятельности.
В широком смысле - вообще все постоянные работники. 2) В вооруж. силах
гос-ва - командный и рядовой состав, состоящий на действительной службе
(см. Кадровая армия). Решение гл. политич. и хоз. вопросов в социалистич.
обществе зависит от правильной расстановки К., целесообразного их использования,
при к-ром каждый работник даёт обществу максимум того, что он способен
дать по своему образованию, опыту работы, личным качествам. Никакой политики,
считал В. И. Ленин, нельзя провести, не выражая её в назначении и перемещении
работников, в распределении парт, сил (см.Поли. собр. соч., 5 изд., т.
40, : с. 237). Оцениваются К.по их политич. и деловым качествам, в зависимости
от к-рых производится расстановка К. Кадровая политика КПСС и Сов. гос-ва
направлена на выдвижение талантливых, политически сознательных, образованных
и профессионально подготовленных работников. Наряду с бережным отношением
к старым кадрам, максимальным использованием их опыта и знаний партия и
гос. органы выдвигают молодых перспективных работников, что является условием
преемственности политич. курса Коммунистич. партии и её революц. традиций.


В процессе ликвидации фактич. неравенства
в экономике и культуре наций и национальностей, в ходе социалистич. строительства
Коммунистич. партия и Сов. гос-во воспитали высококвалифицированные нац.
К. в союзных республиках.


Состав специалистов с высшим образованием,
занятых в народном хозяйстве СССР (по национальностям союзных республик),
тыс. чел.




























































































































































































































































































1940


1960


1970


Всего


909,0


3545,2


6853


в том числе:








русские


493,9


2070,3


4033,6


украинцы


128,8


517,7


1031,2


белорусы


21,2


95,1


204,0


узбеки


2,9


46,5


139,6


казахи


1,8


34,8


96,8


грузины


23,3


88,6


149,3


азербайджанцы


8,0


47,9


98,1


литовцы


6,4


30,0


66,7


молдаване


0,7


11,3


32,6


латыши


7,3


24,9


43,2


киргизы


0,1


9,4


23,9


таджики


0,3


10,9


29,6


армяне


19,6


74,1


128,1


туркмены


0,2


10,4


25,9


эстонцы


4,1


19,3


35,7





В СССР во всех областях хоз., гос.,
культурной и обществ.-политич. жизни наравне с мужчинами активное участие
принимают женщины. К. нек-рых сфер деятельности состоят преим. из женщин,
напр. (1970)в здравоохранении, социальном обеспечении 85%, в просвещении
и культуре 72%. Степень потребности в каком-либо виде К. определяется плановыми
органами (см. Трудовые ресурсы, Баланс трудовых ресурсов). В СССР
создана система подготовки К., в к-рую входят средняя общеобразовательная
школа, профтехучилища (см. Профессионально-техническое образован не
),
техникумы (см. Среднее специальное образование), вузы (см.
Высшее
образование),
воен. училища (см. Военное образование),
академии,
аспирантура и докторантура (см. также статьи об отраслях спец. образования:
Педагогическое
образование, Сельскохозяйственное образование
и др.). Численность специалистов
с высшим образованием, занятых в нар. х-ве, выросла с 136 тыс. чел. в 1913
до 6853 тыс. в 1970, со средним образованием соответственно с 54 тыс. до
9988 тыс. чел.


В 1929-32 среднегодовой выпуск рабочих
из школ ФЗУ и типа ФЗУ составлял 113 тыс. чел., в 1970 из училищ и школ
проф.-технич. образования - 1781 тыс. чел. Подготовка К. в социалистич.
гос-ве - это не только приобретение профессиональных знаний, но и формирование
марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистич. отношения к труду. Для
подготовки К. парт., сов., профсоюзных, комсомольских работников существуют
также спец. уч. заведения.


Создание материально-технич. базы коммунизма
в условиях научно-технич. революции повышает требования к подготовке К.
Технич. прогресс коренным образом изменяет характер труда. Быстро увеличивается
численность квалифицированных К., появляются новые профессии, усложняются
задачи руководства экономикой, внедряются автома-тизиров. системы управления.
Первостепенное значение приобретают эконо-мич. образование и подготовка
К. по новым и перспективным направлениям науки и техники.


КПСС считает необходимым -"последовательно
расширять и неуклонно улучшать систему подготовки и переподготовки кадров
- организаторов производства на всех уровнях, включая высшие руководящие
кадры, и в первую очередь в области марксистско-ленинской экономической
теории, теории и практики управления, научной организации труда, новых
методов планирования и экономического стимулирования, применения экономико-математических
методов и современной вычислительной техники" (Материалы XXIV съезда КПСС,
1971, с. 298).


Для переподготовки К. созданы институты
повышения квалификации,
факультеты, курсы всех отраслей образования.
Особенно высокие требования предъявляются к руководящим К., к-рые должны
владеть современными методами управления, обладать чувством нового, видеть
перспективу развития, уметь находить наиболее эффективные пути решения
возникающих проблем, использовать знания и опыт других. В февр. 1971 в
Москве открыт Институт управления народным хозяйством, в к-ром совершенствуют
знания руководящие К. пром-сти, включая министров. Гл. условием совершенствования
К. во всех областях деятельности является борьба за то, чтобы сделать всех
трудящихся высокообразованными, значительно повысить культурно-технический
уровень рабочего класса и колхозного крестьянства.


В колхозах только в 1970 обучено новым
профессиям и специальностям и повысило квалификацию 1700 тыс. чел.


Одновременно с ростом потребности в
высококвалифицированных специалистах во всех звеньях парт, и гос. аппарата,
отраслях нар. х-ва, науки, культуры, искусства возрастает ответственность
К. перед обществом за качество выполняемой ими работы. Важным средством
воспитания К., улучшения их деятельности является критика и самокритика,
особенно критика снизу. Работа КПСС с К. ведётся в направлении создания
доброжелательной обстановки доверия, сочетающегося с высокой требовательностью
и контролем за исполнением парт. и гос. решений. В резолюции 24-го съезда
КПСС указано: "Надо повышать ответственность кадров за порученное дело,
принимать необходимые меры в отношении тех, кто нарушает дисциплину, не
делает выводов из критики, ведёт себя неправильно. Каждый работник должен
помнить, что социалистическая дисциплина является единой и обязательной
для всех" (там же, с 210).


Подготовка и повышение квалификации
в СССР рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях,
млн. чел.
























































































1950


1970


Всего рабочих
и служащих, обученных новым профессиям и специальностям


2,6


5,0


в т. ч. рабочих


2,3


4,5


Всего рабочих
и служащих, прошедших обучение по повышению квалификации


5,0


12,1


в т. ч. рабочих


3,5


9,0





Правильная политика КПСС в воспитании,
подборе, подготовке и расстановке К. обеспечила победу социализма и успехи
коммунистич. строительства з СССР.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я