КАДР

КАДР (франц. cadre, букв. -
рама), кинокадр, 1) снимок на киноплёнке, на к-ром зафиксирована одна из
фаз движения или статического положения объектов съёмки. Линейное и пространственное
построение, тональное и коло-рисгич. решения, характер оптич. рисунка К.,
а также границы пространства, отображаемого в нём, подчинены раскрытию
идеи и содержания снимаемой сцены. При построении К. учитываются особенности
динамич. композиции, связанные с внутрикадровым движением снимаемых объектов,
сочетающимся зачастую о перемещением самого К. при съёмке движущейся кинокамерой.
Формат К., его расположение на киноплёнке определяются размерами и расположением
кадрового окна съёмочного аппарата (размер К. звукового фильма, снятого
на стандартной 35-мм киноплёнке, 16 мм по высоте, 22 мм
по
ширине, отношение сторон - 1 : 1,375; в К. широкоформатного 70-мм
фильма
отношение сторон достигает 1 : 2,2, в К. широкоэкранного - 1 ! 2,35). 2)
Монтажный К. (монтажный кусок), составная часть фильма, содержащая к.-л.
момент действия, снятый перемещающимся или неподвижным киноаппаратом. Каждый
монтажный К. по содержанию, сюжетной последовательности, композиционному,
колористич. и ритмич. решению должен быть органически связан со смежными
с ним К. сю-жетно-монтажной композицией. 3) С ц ен а р н ы и К. (в постановочном
сценарии фильма) - изложение содержания и подробное описание снимаемого
К., происходящего в нём действия, диалогов, а также звукового сопровождения,
изобразительного и постановочного решения. А. В. Гальперин.


4) Фотографический К.-единичное изображение
объекта съёмки, ограниченное определ. размерами. Границы К. устанавливаются
во время съёмки, при получении отпечатков на фотобумаге или диапозитивов.


5) Телевизионный К.- полное однократное
телевизионное изображение. Образуется из двух неполных изображений, т.н.
полукадров, или полей. В первом поле происходит последоват. развёртка всех
нечётных строк разложения изображения, во втором-всех чётных строк, к-рые
располагаются в промежутках между строками первого (см. Чересстрочная
развёртка).
К. содержит различное число строк, определяемое параметрами
телевиз. системы (525, 625, 819 строк и др.) (см. Строчная развёртка).
Видеосигналы
модулируют электронный луч кинескопа только во
время прямого хода луча кадровой развёртки; во время обратного хода электронный
луч гасится и возвращается к началу следующего поля. Частота полей выбирается
равной номинальной частоте питающей элект-рич. сети. При частоте 50 гц
К.
передаётся за 4/25 сек, а при 60 гц - за 1/30
сек
(соответственно одно поле - за 1/50 и 1/сек).
Число
смены К. в сек п, номинальное число строк z и частота строк
fсвязаны между собой соотношением п =
fОтношение
ширины К. к его высоте (формат К.) обычно составляет 4 : 3. См. Телевизионная
развёртка.

H. Г. Дерюгин.



КАДРИ Фатьма Кадыровна [1(14).4.
1907, Одесса,- 29.2.1968, Баку], азербайджанская советская актриса, нар.
арт. Азерб. CCP (1943). Чл. КПСС с 1943. В 1926 окончила в Баку педагогич.
и театр, техникумы и начала выступать в тюркском Рабочем театре. В 1932-35
работала в Бакинском рус. театре, с 1935- одна из ведущих актрис Азерб.
театра им. M. Азизбекова (Баку). Созданные К. образы вошли в историю азерб.
театрального иск-ва: Гюльтекин, Солмаз, Сона ("Айдын", "Невеста огня",
"В 1905 году" Джабарлы), Мухаббет ("Мухаббет" Ибрагимова), Хураман ("Ва-гиф"
Самеда Вургуна), Лариса, Катерина ("Бесприданница", "Гроза" Островского),
Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира). Преподавала в театральном техникуме,
затем в Азерб. театральном ин-те им. M. А. Алиева. Деятельность К. сыграла
важную роль в развитии азербайджанской сценич. культуры, воспитании актёрских
и режиссёрских кадров. Награждена 2 орденами, а также медалями.


Лит.: Фатьма Кадри. Народная
артистка Азербайджанской CCP, Баку, 1958.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я