КАБЕЛЬНОЕ СУДНО

КАБЕЛЬНОЕ СУДНО судно для прокладки
подводных (морских, океанских) кабельных линий связи (преимущественно)
и электропередачи, а также для подъёма кабелей со дна и их ремонта. Первым
К. с. считают небольшой англ, паровой буксир "Голиаф", с к-рого 28 авг.
1850 был проложен первый морской телеграфный кабель через пролив Па-де-Кале.
Крупнейшим К. с. 19 в. был англ, пароход "Грейт-Истерн" водоизмещением
32 тыс. т, построенный по проекту англ. инж. И. Брюнеля. "Грейт-Истерн"
был использован для прокладки первой серии трансатлантич. телеграфных кабелей
в период 1865-74. В 60-е гг. 20 в. кабельный флот мира насчитывал св. 30
судов, в их числе англ. "Монарх" (водоизмещение 12 тыс. т, год постройки
1946) и "Алерт" (8 тыс. т, 1961), франц. "Марсель Байяр" (7,1 тыс.
т,
1961),
сов. "Ингул" (рис. 1) и "Яна" (оба по 6,9 тыс. т, 1963), амер. "Лонг
Лайнс" (17 тыс. т, 1962).


В трюмах К. с. (рис. 2), имеющих форму
цилиндрич. баков, наз. тенксами, витками укладывается до неск. тысяч км
подводного кабеля связи.
При прокладке линии связи в спец. помещениях
на палубе, наз. ангарами, закрепляются усилители электрич. сигналов. Концы
каждой строит, длины кабеля (10-50 км) выводят на палубу и подсоединяют
к соответствующему усилителю, т. е. монтируют всю подводную магистраль
или ту её часть, к-рую вмещает К. с. до начала прокладки. Для прокладки
и подъёма кабеля с целью ремонта служат кабельные машины с электроприводом
- одна кормовая и две носовые (правого и левого борта). Прокладка кабеля
с усилителями производится с кормы, а прокладка без усилителей и подъём
- с носа К. с.


Рис. 1. Советское кабельное судно "Ингул".


Кабельная машина (лебёдка), развивающая
усилие до неск. сотен KH (десятков тс), имеет натяжное устройство
со шкивами диаметром 2-3 м либо гусеничного типа. Последнее предпочтительнее
при прокладке кабелей с усилителями в жёстких цилиндрич. корпусах. С носа
К. с. выступает кронштейн (крамбол) со шкивами (роульсами) для кабеля и
подъёмного троса. Прокладка кабелей на глубины до 5-6 тыс. м ведётся
со скоростью до 8 узлов (15 км/ч);
при прохождении через кабельную
машину усилителя скорость прокладки снижается до 1-2 узлов. К. с. снабжают
аппаратурой непрерывного контроля характеристик прокладываемого или ремонтируемого
кабеля и состояния усилителей; аппаратурой связи с береговой станцией по
прокладываемому кабелю; устройствами с захватами, т. н. грапнелями, для
поиска и подъёма кабеля со дна; буями для временной фиксации повреждённого
участка кабеля; поплавками для выведения кабеля на берег; устройствами
для сращивания концов кабеля.


Для прокладки кабеля в реках, озёрах,
каналах, прибрежных участках морей и в портах используются обычные грузовые
и буксирные суда. Они временно оборудуются лебёдкой для спуска и подъёма
кабеля и шкивом большого диаметра на корме (при прокладке кабеля) или на
носу (при подъёме кабеля).


Лит.: Подводные кабельные магистрали
связи, под ред. И. С. Равпча п Д. Л. Шарле, M., 1971. Д. Л. Шарле.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я