ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ религия, возникшая
в 1-м тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих
(иу-даистов) достоверных статистич. данных нет. Большинство верующих сосредоточено
в Израиле и США.


В 13 в. до н. э. часть западносемитских
кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от егип. фараона
(еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг
общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной
союз, принявший название "Израиль" ("бог сражается"), сложился к 11 в.
до н. э.]. Поклонение Яхве (имя к-poro позже было табуировано и заменялось
словом "господь") не исключало и культы др. божеств, как своих племенных,
так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему
был посвящён шатёр ("скиния") и в нём ларец ("ковчег"), считавшийся земным
местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Офиц. культ
осуществлялся особой родоплем. группой или кастой левитов. После возникновения
в кон. 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын
царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал,т.о.,основой
официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев.
При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское,
и южное-Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение
гл. обр. для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном
царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве,
так и др. богов.


В постепенном складывании И. как догматич.
религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся
с 9-8 вв. до н. э. С 8 в. до н. э. проповеди пророков записывались. Вначале
пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его "ревнивым
богом", не допускающим, чтобы его "избранники" почитали др. богов. Возникла
концепция "договора" ("завета") между израильскими племенами и Яхве (первые,
якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве
- передать им власть над Палестиной). Внешним признаком "договора" было
объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и
многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала инициации
- принятия мальчика в общину воинов. Нек-рые из пророков выступали против
различных проявлений социальной несправедливости, продолжая стоять на почве
тогда всеобщей рабо-владельч. идеологии.


Гибель в 722 до н. э. северного, Израильского
царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 до н. э.) были
использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского
царства.


В 9-7 вв. до н. э. сложились в основных
чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию,
возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое
прошлое израильтян, а также правовые и этич. нормы в духе концепции "завета"
и "ревнивого бога"; обряды и многие черты мифологического мировоззрения
были восприняты из более ранних культовых традиций. К 8-6 вв. до н. э.
восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств
с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением.
В 8-7 вв. до н. э. пророки уже начинают отрицать само бытие др. богов,
кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано
до 5 в. до н. э. В 622 до н. э., при перестройке иерусалимского храма царём
Иосией,
была
"открыта" рукопись т. н. Второзакония, подводившего итог учению пророков.
Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие
составило с нач. 4 в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую
в И. часть священного писания (Библии). В дальнейшем все социальные бедствия,
выпадавшие на долю этнич. групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись
отступлением от буквы Торы. Это определило догматич. характер И. и большое
значение, к-рое придавалось буквалистски-точному исполнению предписываемых
Торой ритуалов.


В 587 до н. э. большая часть иудеев
была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский
храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей
восстановления Израиля, но уже как теократич. гос-ва с центром в новом
иерусалимском храме. Основателем этого гос-ва должен был быть потомок царя
Давида - мессия. На развитие И. в период вавилонского плена оказала
влияние иранская религия.


При перс, династии Ахеменидов иудеи
были возвращены в Иерусалим, превращённый в самоуправляющийся храмовый
город (6-5 вв. до н. э.). Был построен новый, "2-й храм" Яхве. Но руководители
новой религ. общины Эзра и Неемия не приняли в неё не побывавших в плену
иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешанности
с людьми, почитавшими др. богов. Непринятые создали особую общину самаритян,
сохраняющуюся
в Палестине до настоящего времени. После Эзры изоляция верующих евреев
- под предлогом их богоизбранности - стала одной из важнейших догм И.;
однако в дальнейшем было признано, что для вступления в "завет" с богом,
независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований
Торы.


В 3-2 вв. до н. э. значит, часть иудеев
была выселена эллинистическими завоевателями в Египет, Сирию, Армению и
др. В самой Иудее, в обстановке острой классовой борьбы, стали возникать
различные течения внутри И., напр, ессеи, осуждавшие официальное
направление в И. (фарисеев) и развивавшие идеи аскетизма, примитивного
социального равенства. Одной из иудейских сект было первоначально и христианство,
к-рое
лишь позже отделилось и противопоставило себя И., однако иудаистические
священные книги целиком вошли в христ. Библию (Ветхий завет, т. е. "древний
договор", - в отличие от Нового завета - Евангелий и т. п.).


Ок. 100 н. э. был окончательно установлен
канон священных книг И., включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических
речей и исторические книги "пророческого" направления) и Писания (книги
другого содержания, признанные не противоречащими догмам И., в т. ч. кн.
Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением
письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная
грамотность; это правило сохранялось в течение всего средневековья.


После двух восстаний против римского
владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135)
иудеи были выселены из Иерусалима.


Важнейшим культовым нововведением диаспоры
явилась
замена богослужения в храме (к-рое, по догме, могло происходить только
в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством
учителей религ. закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно
управляли и гражданско-правовой жизнью членов религ. общины. Разработка
религ. учения И. продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до
3 в.) и составления Гемары - собрания право-, вых (Галаха) и фольклорных
(Аггада) толкований библейских текстов,- часто в неимоверно лапидарной,
туманной форме, субъективных и противоречивых; Гемара с Мишной составляют
Талмуд
(до
5 в.). На создание религ.-филос. обоснования норм И. (особенно монотеизма)
повлияла эллинистическая идеалистич. философия и раннесредневековый, в
т. ч. арабский, неоплатонизм и аристотелизм. Учение раннесредневекового
И. было обобщено Маймонидом в 12 в. (вера в единого бестелесного вечного
бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы,
ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мёртвых).


Обитая на территории господства других
догматич. религий, иудеи подвергались правовым ограничениям, а иногда и
жесточайшим преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку
христианское учение возлагало на иудейскую религ. общину 1 в. вину за казнь
Иисуса. Вместе с тем догма И., требовавшая изоляции иудеев от людей др.
религий, облегчала властям христианских государств создание еврейских гетто.
Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость приверженцев И., нек-рые
средневековые царства, стремясь избежать политич. влияния больших христианских
держав, переходили в И. (напр., хымьяритское в Юж. Аравии в 517, хазарское
в Поволжье в 8 в.). В 8 в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов,
отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В И. получили
также распространение мистические учения, напр. каббала (важнейшее
соч. "Зохар" Моисея де Леона, 13 в.). Под её влиянием находилась и позднейшая
религ.-филос. иудаисти-ческая литература ("Шулхан Арух",этико-правовой
свод Иосифа Каро, 16 в., регулирующий жизнь верующих до мелочей).


В 17 в. возникло движение мистика и
авантюриста Саббатая Цеви (Турция), объявившего себя мессией; оно нашло
многочисленных последователей среди евреев разных стран, ошибочно искавших
в учении Цеви средств избавления от социального гнёта. Крах этого движения
и ухудшение положения евреев как в гетто Европы, так и в Азии и Африке,
привели, с одной стороны, к новому усилению изоляции их от других народов,
с другой - к отрицавшему авторитет раввинов хасидизму (Баал Шем-Тов, сер.
18 в.), настаивавшему на индивидуальном общении верующего с богом через
посредство "праведников" (цаддиков). И то и другое объективно способствовало
закреплению бесправного положения евреев и их отрыву от общедемократич.
движений.


Во 2-й пол. 19 в. среди иудаистов Германии,
США и др. стран началось движение за реформу И. путём сближения с христианским
протестантизмом, что явилось одной из попыток приспособить И. к утвердившимся
бурж. порядкам и поставить его на службу капитализму; реформаторы предлагали
понимать мессианизм и ожидание восстановления храма и создания теократич.
гос-ва в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических
идеалов человечества, якобы заложенных в И. Однако ортодоксальный И. оставался
господствующим течением среди евреев, особенно в США и Вост. Европе.


И. не признаёт храмов и не имеет духовной
иерархии; синагоги содержатся на средства верующих (значит, вклад на их
содержание вносят капиталисты). В США существует Совет синагог Америки,
в ведении к-рого находится ряд учебных заведений.


В гос-ве Израиль И. является официальной
религией. Синагоги, как и организации других религий, финансируются министерством
религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и нек-рым
другим делам евреев.


Важнейшие праздники И.: суббота, когда
запрещается всякая деятельность, вплоть до варки пищи и передвижения; 10-й
день после лунного нового года ("день очищения", йом-киппур) - время поста
и покаяния; пасха (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью; на 7-й
или 8-й день после него - праздник "веселья Торы"). В 13 лет исповедующий
И. мальчик проходит обряд "бар-миц-ва", вводящий его в общину верующих,
причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую
речь на языке иврит. Жизнь исповедующих И. обременена множеством архаических
ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п.


И., как религия, талмудическая обрядность,
отвлекает трудящихся евреев от понимания истинных причин социального гнёта.
И., как и другие религии, всегда являлся в руках господствовавших эксплуататорских
классов средством духовного угнетения трудящихся. И. взят на вооружение
сионизмом,
являющимся
в наст, время офиц. идеологией государства Израиль. Стремясь завоевать
на свою сторону массы трудящихся евреев и оторвать их от мирового рево-люц.
рабочего и национально-освободит. движения, а также оправдать захватническую
политику Израиля, сионизм стал использовать в своих политич. целях такие
идеи И., как мессианизм, предполагающий создание нового, "идеального" Израиля
(с центром в Иерусалиме), к-рый включал бы всю Палестину. Со 2-й четверти
20 в. сионизм нашёл поддержку у наиболее реакционных элементов среди иудаистов,
особенно в США. В своей шовинистич. аннексионистской политике сионизм использует
догмат И. о "богоизбранности" евреев, с помощью И. стремится обосновать
концепцию "всемирной евр. нации" и ряд др. реакционных положений.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф,
О религии. [Сб. ст.], M., 1955; Ленин В. И., О религии. [Сб. ст., 2 изд.],
M., [1966]; Луначарский А. В., Об атеизме и религии. [Сб. статей, писем
и др. мат-лов], M., 1972; Критика иудейской религии. [Сб. ст.], M-, 1962;
Велльгауз е н Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; P
а н о в и ч А., Очерк истории древнееврейской религии, M., 1937; Косидовский
3., Библейские сказания, 2 изд., M., 1969; А 1 b г i g h t W. F., Archaeology
and the religion of Israel, [4 ed.], Baltimore, 1956; Eissfeldt O., Einlei-tung
in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964; Noth M., Geschichte Israels,
2 Aufl., Gottingen, 1954; The Old Testament and modern study, [L.], 1961;
V aux R. d e, Les institutions de 1'Ancien Testament, P., 1958-60; B ou
s set W., Die Religion des Judentums im Spathellenistischen Zeital-ter,
3 Aufl., Tubingen, 1926; Judentum im Mittelalter, B., 1966; Kaufmann J.,
The religion of Israel, [Chi., I960]; S с h e с h-ter S., Studies in Judaism,
N. Y., [1958]; Baron S. W., A social and religious history of the Jews,
2 ed., v. 1 - 12, 14, N. Y.,и 1957 - 69; F о h r e r G., Geschichte der
israelitischen Religion, B., 1969.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я