ИСТОЧНИКИ ПРАВА

ИСТОЧНИКИ ПРАВА юридическое понятие, охватывающее вопросы о силе, создающей
право, и силе, придающей ему обгцеобязат. характер. Термин "И.п." употребляется
в науч. лит-ре и в смысле источников познания права, т. е. материалов,
к-рые содержат данные, позволяющие познать характер и содержание права
различных гос-в в разные эпохи (тексты законов, записи обычаев, судебные
дела, выступления юристов, летописи и историч.
хроники, археологич. памятники и т. д.). Впервые термин чИ. п." применил
римский историк Тит Ливии, назвавший законы двенадцати таблиц (см.
Двенадцати
таблиц законы)
источником всего публичного и частного права (т. е.
современного Титу Ливию римского права). В бурж. правовой науке
существует множество противоречивых точек зрения по вопросу об И. п., общим
для к-рых является идеалистич. трактовка права, полный отрыв его от экономич.
условий жизни общества, от классовой борьбы. Силой, создающей право, бурж.
юристы считают божеств, силу, духовный мир человека, его психику, природу
человеческого разума, нац. дух и традиции народа, некую высшую норму справедливости
и т. д.; силой, придающей праву общеобязат. характер,- законы и иные нормативные
акты, судебные прецеденты (см. Прецедент),
правовые обычаи, к-рые
якобы сами по себе в силу своей формы обязывают к определённому поведению.
При такой позиции форма права получает автономное, самодовлеющее значение
и полностью отрывается от содержания права. Все бурж. теории И. п. при
всём их разнообразии преследуют цели - затушевать классовый характер бурж.
права, доказать его объективную необходимость и обязательность, оправдать
характерное для совр. империалистич. гос-в расширение правотгюрческой деятельности
суд. и адм. органов, акты к-рых приравниваются по юрид. силе к закону.


В социалистич.
праве материалистич. понимание природы права и диалектич. подход к вопросам
создания и обязательности правовых установлений обусловили принципиально
иное решение проблемы И. п. Различаются И. п. в материальном и формальном
(юрид.) смысле. И. п. в материальном смысле - совокупность социальных факторов,
создающих право: государство, классы и их борьба, идеология и политика,
материальные условия данного классового общества. Гос. власть, опосредствуя
через сознание и волю господствующего класса материальные условия жизни
общества, выражает его интересы в праве, обеспечивает охрану правовых установлений
от нарушений .В формальном смысле И. п.- формы выражения гос. воли, при
к-рых содержащиеся в них правила приобретают значение норм права. В этом
смысле сов. учёные видят в И. п. не силу, сообщающую праву обязательность,
а формы существования права - акты, содержащие нормы права. В СССР - это
законы СССР, союзных и авт. республик, нормативные указы президиумов Верховных
Советов СССР, союзных и авт. республик, пост, и распоряжения Советов Министров
СССР, союзных и авт. республик, приказы и инструкции министров СССР, союзных
и авт. республик, решения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.
В определённых случаях, предусмотренных законом, И. п. являются нормативные
акты обществ, орг-ций (напр., пост. ВЦСПС по вопросам охраны труда), коллективные
договоры.



Аналогичные
И. п. существуют и в др. социалистич. странах. Во всех социали-стич. странах
судебный прецедент не признаётся И. п., почти не находит применения правовой
обычай, л. Ф. Шебанов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я