Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > И. как наука изучающая прошлое человеческого общества.

И. как наука изучающая прошлое человеческого общества.

И. как наука изучающая прошлое человеческого общества. Ист. наука, как и др. науки,
по мере её развития вбирала в себя опыт многих человеческих поколений;
расширялись и обогащались её содержание, предмет изучения, происходил процесс
всё возрастающего накопления знаний. Всемирная И. стала хранительницей
тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной
жизни.


Все обществ,
науки являются историческими по способу познания общественных явлений и
процессов. Сложившуюся совокупность общественных наук, к-рые с различных
сторон и в различных аспектах изучают И. общества (И., философия, социология,
политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.),
в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой обществ,
наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически
связаны между собой. Только в своей совокупности они способны решить в
диалектич. единстве гл. задачу, стоящую перед ними: познание прошлого и
совр. состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания
его настоящего и перспектив развития. Каждая из обществ, наук подготавливает
по частям решение гл. за дачи, стоящей перед И. в широком значении. Формулирование
общих законов развития человеческого общества и движущих сил этого развития
составляет предмет исторического материализма.


И. как наука
в более узком значении есть составная часть группы обществ, наук. Место
И. в этой группе обусловлено её предметом и методом исследования. Очень
длительное время И. носила сугубо описательный характер. Только позднее
ист. наука приступает к выявлению элементов, связей, структуры человеческого
общества, механизма ист. процесса. В 19 в. возникает социально-экономич.
И., к-рая под влиянием марксизма становится И. социально-экономич. процессов,
отношений. Предметом ист. науки стала вся конкретная и многообразная жизнь
общества во всех её проявлениях и в её ист. преемственности, начиная с
появления человеческого общества до его современного состояния.


Для ист. науки
главным является изучение конкретной И. общества. При этом И. опирается
на факты прошлого и настоящего (см. Источники исторические). Собирание
фактов, их систематизация и анализ в связи друг с другом есть внутр. основа
ист. науки. Даже на начальной стадии развития, опираясь на эту основу,
И. постепенно создавала фактографич. картину развития общества. По мере
накопления фактов И. удалось подметить связи и взаимозависимость отд. явлений,
типичность нек-рых из них, накопить сумму знаний о развитии общества, к-рые
стали одной из предпосылок возникновения ист. материализма.


Марксистское
понимание И. общества требует тщательного накопления и изучения фактов.
При этом, как указывал В. И. Ленин, "... необходимо брать не отдельные
факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов,
без единого исключения..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 351). Собирание
фактов о различных событиях, явлениях и процессах - одна из сторон И. как
науки. Вследствие этого в И. значит, место занимают повествование и описание.
Однако И. как наука не может лишь пересказывать события, не стремясь понять
их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов И. приходит к пониманию
сущности отд. явлений и процессов в жизни общества, открытию спе-цифич.
законов его развития, особенностей в ист. развитии отд. стран и народов
сравнительно с другими и т. д. Все такого рода открытия И. формулирует
в виде теоретич. обобщений. С открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом осн.
законов ист. развития общества И. стала подлинной наукой. Теоретич. обобщения,
осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от
друга фактов и частных выводов - есть вторая сторона И. как науки.


Единство этих
двух сторон ист. науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере неизбежно
Ведёт к извращению процесса познания И. общества. Наиболее крайними разновидностями
такого извращения среди непоследовательных материалистов являются: вульгарный
социологизм,
когда исследователь, отвлекаясь от конкретных фактов или
игнорируя их, создаёт произвольные социоло-гич. схемы, и эмпиризм, когда
для исследователя самоцелью является собирание фактов без попытки осмыслить
их и найти определённые закономерности. Нек-рые непоследовательные материалисты
являлись сторонниками вульгарного материализма, когда в абсолют
возводились законы естествознания в их упрощённом метафизически-механистическом
виде. Так, классовые различия объяснялись вульгарными материалистами природой
наследственности, причиной колон, рабства объявлялись естеств. условия
жизни колон, народов, состав их пищи и пр. Историки-идеалисты чаще всего
рассматривают И. с точки зрения волюнтаризма, когда воля объявляется
высшим принципом бытия и волевое начало противопоставляется объективным
законам общественного развития. Воля человека, поведение личности (гл.
образом выдающейся историч. личности - князей, царей, полководцев) считается
ими определяющим моментом историч. процесса.


Методологич.
несостоятельность как идеалистов, так и непоследовательных материалистов
приводила их либо к нигилистическому отрицанию всего прошлого историч.
опыта человечества, либо к апологетическому восхвалению минувшего, к утверждению
того, что ничего нового человечество не ожидает и сама И.-только лишь повторение
прошлого.


В ходе развития
ист. науки вместе с изменением понимания предмета и задач И. соответственно
происходило изменение и метода познания и осмысливания ист. явлений. Науч.
метод познания И. общества вырабатывался постепенно всеми обществ, науками.
До сер. 19 в. историки пользовались методами, страдавшими в значит, мере
метафизичностью, поэтому их выводы не могли быть строго научными. Историки
односторонне оценивали роль отдельных факторов в жизни общества - роль
природных условий, выдающихся личностей, обществ, идей и т. д. Отсутствие
подлинно науч. метода обусловливало медленный прогресс И.


Только соединение
диалектики с материализмом - появление марксизма - дало возможность создать
действительно науч. метод познания сложной и многообразной И. общества.
Это стало одной из основ быстрого прогресса ист. науки, получившей особенно
плодотворное развитие в СССР и др. социалистич. странах.


Для всякой
общественной науки необходимым условием изучения фактов и процессов обществ,
жизни является историзм. Ещё историки Др. Востока и антич. мира,
упрощённо понимая этот принцип, стремились дать описание ист. событий в
хронологич. последовательности. Позднее стремление к историзму выразилось
в попытках выявить тенденции ист. процесса. Но только с появлением марксизма
историзм стал для обществ, наук, в т. ч. и для И., науч. методом познания
закономерностей ист. процесса. Игнорирование принципа историзма ведёт к
искажению историч.
действительности (напр., к модернизации прошлого). И. была и остаётся партийной
наукой. Партийность историков, классовый подход к явлениям выражается прежде
всего в их теоретич. обобщениях. В. И. Ленин указывал, что "... „беспристрастной"
социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе"
(там же, т. 23, с. 40), что "... ни один живой человек не может не становиться
на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не
может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами,
не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто
мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д., и т. д."
(там же, т. 2, с. 547- 548). Реакционные классы, противостоящие прогрессивным
тенденциям ист. развития общества, мешают развитию подлинно научной И.
Мн. совр. бурж. историки отрицают объективный характер ист. процесса, пытаются
подменить понятие поступательно-прогрессивного развития общества идеями
"цикличности", "социального изменения" и т. п. И. рассматривается ими как
сумма "цивилизаций", переживающих одни и те же стадии возникновения, подъёма
и упадка (А. Тойнби и др.).


Бурж. историки
не единодушны в оценке существа И. и задач, стоящих перед нею. И. считают
искусством, сочетанием науки и искусства, особой, ни на что не похожей
формой познания и т. п. Революционные классы и партии, передовые общественные
учения и теории, напротив, всегда содействовали и продолжают содействовать
прогрессу ист. науки. Марксизм-ленинизм - идеология самого передового в
истории человечества рабочего класса, превратив И. в науку, стал основой
её быстрого прогресса. Интересы рабочего класса требуют объективного ист.
познания, т. к. оно помогает ему осознать поставленную перед ним историей
развития общества всемирно-ист, задачу - осуществить переход к коммунизму
и облегчает борьбу за её решение. Поэтому коммунистич. партийность И. и
её науч. объективность тождественны.


В процессе
изучения И. общества в ист. науке, как и во всех др. науках, происходила
неизбежная специализация отд. её частей, к-рая продолжается и в настоящее
время. Совр. И. стала областью знаний, к-рая состоит из отд. разделов и
отраслей науки, вспомогательных и спец. ист. дисциплин и наук. Степень
специализации отд. частей различна, что позволяет выделить среди них неск.
групп. Первую группу составляют отд. разделы и отрасли ист. науки, в пределах
к-рых историки изучают И. общества в целом (всемирная И.) и по частям.
Изучение И. ведётся по формациям и эпохам, про-странственно-геогр. принципу,
комплексным проблемам, а также выделяется изучение отд. сторон и явлений
в И. человечества. В первом случае во всемирной И. вычленяются: И. первобытного
общества, древняя И., средневековая И., новая И. и новейшая И. По пространственно-геогр.
принципу - региональная И. крупных, исторически связанных между собой районов
(напр., И. Европы и др. частей света, отд. регионов: Бл. и Ср. Востока,
Ср. Азии и т. д.) и И. отд. стран и народов (напр., И. Франции, СССР, Украины).


Разработка
комплексных проблем обусловлена необходимостью изучения общего и особенного
в явлениях, к-рые пережили группы стран и народов (И. Возрождения, Реформации
и т. п.). Изучение отдельных сторон И. человечества привело к выделению
отраслей ист. науки, таких, как экономич. И., политич. И., воен. И., И.
внеш. политики, И. рабочего движения и т. д. Изложенное членение И. на
различные разделы и отрасли очень условно. Близко к нек-рым разделам историч.
науки стоят смежные науки, и иногда чёткое разграничение между ними представляет
значительную трудность .


Вторую группу
составляют вспомогательные и специальные ист. дисциплины: источниковедение,
археография, палеография, дипломатика, хронология, метрология историческая,
сфрагистика, генеалогия, геральдика, нумизматика.
Их выделение и развитие
в научные ист. дисциплины было обусловлено необходимостью выработки для
И. собственной методики исследования. С этой целью вспомогат. ист. дисциплины
исследуют природу источников, степень отражения ими объективного процесса
развития общества, устанавливают виды источников, их количество, степень
сохранности, разработку методики исследования различных видов (типов) источников
и т. д.


Самостоят,
место занимают две спец. ист. науки - археология и этнография,
являющиеся
органическими частями И.


Особую группу
составляют смежные науки, обособление к-рых вызвано потребностями развития
др. наук. К ним принадлежат И. естествознания и её разделов (И. физики,
И. химии и др.), И. техники, И. гос-ва и права, И. экономич. учений, И.
воен. искусства и т. д.


И. самой исторической
науки изучает историография.


И. как наука
выполняет важную общественную функцию. Ценность И. заключается в тех результатах,
к-рые достигнуты ею в познании закономерностей ист. процесса, ибо лишь
опыт всемирной И. в целом позволяет отделить всеобщее от единичного, необходимое
от случайного. Лишь на основе достижений И. возможно вообще формулирование
законов развития общества. Поэтому ист. наука, наряду с др.
обществ, науками, играет важную роль в качестве научной основы руководства
обществ, жизнью. Марксистская историческая наука непосредственно влияет
на коммунистическое воспитание людей. Она создаёт документальные повести
о выдающихся событиях прошлого, революц.
битвах угнетённых против угнетателей, об отд. революционерах, мыслителях
и др. героях И. Она воспитывает ненависть к эксплуатации и эксплуататорам,
чувство социали-стич. патриотизма и пролетарского интернационализма.


Иную роль играет
совр. реакционная историография. Она пытается интерпретировать историч.
материал таким образом, чтобы воспитать в людях идеи антикоммунизма, расовой
и нац. исключительности, разжигать вражду между народами.


В СССР и других
социалистич. странах утвердилась и бурно развивается марксистско-ленинская
историография, к-рая позволяет через познание закономерностей развития
общества в прошлом и настоящем понять неизбежность и пути перехода человечества
к высшей ступени обществ, развития - коммунизму.


Об истории
ист. науки см. в ст. Историография.


Науч. работа
в области И. проводится спец. науч. учреждениями - н.-и. историческими
институтами
(в СССР - в системе Академии наук - Истории СССР институт
АН
СССР, Всеобщей истории институт АН СССР и др.); ун-тами, музеями
(в т. ч. историческими музеями), архивами, существующими в большинстве
стран историческими обществами и др. Важное место в их работе, наряду
с подготовкой науч. монографий, коллективных науч. трудов, уч. литературы,
занимает публикация ист. источников, издание исторических журналов (ведущий
ист. журнал общего характера в СССР - "Вопросы истории"). Расширению
науч. контактов между историками разных стран,
подведению итогов исследоват.
работы служат созывающиеся один раз в пять лет международные конгрессы
исторических наук (см. Исторические конгрессы международные).


О системе подготовки
специалистов-историков в вузах см. в ст. Историческое образование.


Лит.: <Основоположники
марксизма-ленинизма. Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч.,
2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс
К., К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, Капитал, там
же, т. 23 - 25,4. 1 - 2; его же, [Письмо] П. В. Анненкову в Париж, 28 декабря
1846 г., там же, т. 27; Энгельс Ф., Карл Маркс, "К критике политической
экономии", там же, т. 13; его же, Похороны Карла Маркса, там же, т. 19;
его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же;
его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же,
т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии,
там же; его же, [Письмо] Йозефу Блоху в Кенигсберг, 21(22) сентября 1890
г., там же, т. 37; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют
против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое
содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же,
Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Три источника и три
составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс,там же, т.
26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27;
его же, Статистика и социология, там же, т. 30; его же, О государстве,
там же, т. 39.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я