ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в России и в СССР, система подготовки пед. и науч. кадров
в области истории. Как самостоят, отрасль высшего образования И. о. в России
сформировалось в нач. 19 в. С 1804 на словесных ф-тах ун-тов было введено
преподавание историч. дисциплин, в 1835 - в 4 ун-тах на философских ф-тах
открылись истори-ко-филологич. отделения, к-рые в 1849 были преобразованы
в ф-ты со спец. кафедрами истории. Читались курсы рус. истории, словесности
и систематики, истории и лит-ры славянских народов, древней истории и истории
ср. веков, теории и истории изящных искусств, вспомогательных историч.
дисциплин, греч. и рим. словесности, вост. языков. И. о. осуществлялось
в духе официальной теории "самодержавия, православия и народности". Революционная
ист. мысль, представленная в трудах декабристов и революц. демократов,
преследовалась. Вместе с тем учреждение спец. историч. кафедр и историке-филологич.
ф-тов в ун-тах способствовало развитию историч. науки. Становление отечественного
И. о. связано с науч. и пед. деятельностью ведущих рус. учёных буржуаз-но-либер.
направления - Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского и др.


Введение в
1863 Университетского устава благотворно сказалось на развитии И. о. В
70-х гг. 19 в. наряду с чтением лекций начали практиковаться семинарии.
На содержании И. о. в конце 19 - 20 вв. отразился идейно-методологич. кризис
бурж. историч. науки, углубившийся в период империализма (уход в частную
исследовательскую проблематику, распространение теории о непознаваемости
законов ист. развития и т. п.).


После победы
Великой Окт. социалистич. революции началось создание принципиально новой
системы И.о., основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве
открылась Социалистич. академия общественных наук, преобразованная в 1924
в Академию коммунистическую, имевшую в своём составе Ин-т истории.
В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное
влияние на И. о. в СССР. В 1919 историко-филологич. ф-ты ун-тов были реорганизованы
в ф-ты обществ, наук (ФОНы) с ист. отделениями в составе; в ун-ты направлены
на преподавательскую работу коммунисты - преподаватели и науч. работники.
В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Ин-т красной
профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделён на несколько ин-тов, в т. ч.
и ин-т истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные ф-ты, в т.
ч. этнологические с историко-археол. отделениями (в 1931 эти ф-ты были
упразднены). В 1931 осн. Московский ин-т истории, философии и лит-ры -
МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими ф-тами МГУ). В 1931-37 действовал
Ленинградский ин-т истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).


Перестройка
И. о. в конце 20-х - нач. 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной
и привела на практике по существу к ликвидации системы И. о., что было
тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания
истории как уч. предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)
от 16 мая 1934 чО преподавании гражданской истории в школе", в к-ром были
разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило
внимание на недопустимость игнорирования И. о. и создало перелом в развитии
И.о. в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском ун-тах, а затем во многих
др. ун-тах и пед. ин-тах открылись историч. ф-ты. Во 2-й пол. 30-х гг.
под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников
истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское
решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад
в развитие И. о. в СССР внесли крупные сов. учёные Б. Д. Греков, Н. М.
Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Кос-минский,
А. М. Панкратова, С. Д. Сказ-кин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов,
Ем. Ярославский и мн. др., принявшие участие в создании учебников истории
для высшей и средней школы.


В 30-х гг.
сформировалась совр. система сов. И. о. В 1971 специалисты с И. о. готовились
в более чем 150 ун-тах и пед. ин-тах страны (по дневной, вечерней и заочной
формам обучения). Уч. планы специальности чистория" предусматривают изучение
курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних
веков, нового и новейшего времени, истории юж. и зап. славян, стран Азии,
Африки и Лат. Америки), таких исторических дисциплин, как историография,
источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма,
истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических
и социально-экономич. дисциплин (марксистско-ленинская философия, науч.
коммунизм, по-литич. экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких
иностр. яз. Так как основной задачей И. о. является подготовка преподавателей
истории и обществоведения, в уч. планах имеется цикл пед. дисциплин - педагогика,
психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Ок. 20%
уч. времени в ун-тах занимает специализация студентов (в области истории
СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии,
истории религии и науч. атеизма, истории отд. стран), в пед. ин-тах подготовка
историков осуществляется без специализации. Уч. и производств, практика
проводится в школах, археол. и этногр. экспедициях, архивах, музеях и др.
В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском,
Тбилисском ун-тах на ф-тах востоковедения и в Ин-те вост. языков при МГУ
готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском,
Тбилисском и Уральском ( в Свердловске) ун-тах - по специальности чистория
искусств" (о подготовке специалистов по истории и теории иск-в см. Искусствоведческое
образование).



Срок обучения
в ун-тах -5 лет, в пед. ин-тах -4 года (подготовка учителей истории со
знанием иностр. языка - 5 лет). Обучение в ун-тах и большинстве пед. вузов
завершается защитой дипломной работы и сдачей государств, экзаменов.


В 1971 по специальности
чистория" в ун-тах и пед. ин-тах (с учётом студентов-заочников и вечерников)
обучалось 104,7 тыс. студентов (из них ок.45 тыс.- в ун-тах); на историч.
ф-ты было принято ок. 20 тыс. чел. (в т. ч. 7,7 тыс.- в ун-ты), выпущено
15,7 тыс. специалистов с И. о. (св. 6 тыс. из ун-тов). Кроме того,св. 3
тыс. студентов обучалось по специальности чисторико-архивоведение" в Московском
историко-архивном институте.



Науч. и научно-пед.
кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, н.-и. учреждений
АН СССР, респ. академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям:
история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистич. движения, всеобщая
история, история междунар. отношений и внешней политики, историография
и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по ист. специальностям обучалось
св. 3 тыс. чел.


В 1971 в средней
общеобразоват. школе работало св. 166 тыс. учителей истории, в вузах и
н.-и. учреждениях -26,5 тыс. науч. и научно-пед. работников в области истории,
в т. ч. ок. 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937-71 Высшая аттестац.
комиссия утвердила в учёной степени доктора ист. наук 1,7 тыс. чел. и в
учёной степени кандидата ист. наук - 15,7 тыс. чел.


В конце 60-х
гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском ун-тах, Московском
пед. ин-те и ряде др. крупнейших вузов организованы ф-ты повышения квалификации
преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются
институты
усовершенствования учителей,
в к-рых повышают квалификацию учителя
истории в ср. школе.


Специализированные
курсы истории нар. х-ва, истории экономич. учений, истории гос-ва и права,
истории философии, истории науки и техники, истории иск-ва и т. п. изучаются
на соответствующих ф-тах различных вузов; во всех вузах обязательными с
учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политич.
экономии и науч. коммунизма.


Общее И. о.
осуществляется в ср. общеобразовательной школе, в ср. спец. уч. заведениях
и предусматривает изучение основных сведений из истории древнего мира,
ср. веков, новой и новейшей истории, истории СССР, а также обществоведения.


Лит.: Бущик
Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961;
О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию
постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории
в школах СССР"), "Вопросы истории", 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева
Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917 -1923),
М., 1968. А. М. Сахаров.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я