ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества
и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная
и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического
процесса. И. м.- составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с
тем специфический компонент системы обществ, наук.


И. м. органически связан
с диалектическим материализмом. Единство диа-лектич. и историч. материализма
не отменяет относительно самостоятельного характера И. м. как науки об обществе,
имеющей собственный понятийный аппарат и выработавшей философско-социо-логич.
методологию социального познания. Необходимость такой филос. науки об обществе
определяется прежде всего тем, что любая социальная теория, анализирующая деятельность
людей, сталкивается с проблемой отношения их сознания к бытию. И. м. даёт решение
этого осн. филос. вопроса применительно к обществу, т. е. вопроса о соотношении
обществ, бытия людей и их сознания, руководствуясь общефилос. принципами диалектич.
материализма и опираясь на материал самой истории. Открыв законы и движущие
силы обществ, развития, создатели И. м. возвели социологию на уровень подлинной
науки об обществе. И. м. выступает и в качестве марксистской общесоциологич.
теории, к-рая раскрывает специфику структурных элементов социальной системы,
характер их взаимодействия, законы обществ, развития и механизмы их проявления.


До возникновения марксизма
во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты
.до К. Маркса, а также такие выдающиеся представители обществ. наук, как А.
Смит и Д. Рикардо, А. Сен-Симон и Ш. Фурье, О. Тьерри и Ф. Минье, Н. Г. Чернышевский
и Н. А. Добролюбов и др., не были материалистами в понимании обществ, жизни.


Социальные предпосылки
возникновения И. м. связаны с развитием капитализма, расширившим возможности
обществ, познания, и классовой борьбы пролетариата, породившей обществ, потребность
в объективном познании социальной действительности. И. м. связан с предшествующей
социальной философией и обществ, наукой. До К. Маркса и Ф. Энгельса были сформулированы
идеи историч. необходимости и обществ, развития (Дж. Вико, Г. Гегель), создана
трудовая теория стоимости (Смит, Рикардо), открыта борьба классов (Тьерри, Минье,
Ф. Гизо), предугаданы, хотя и в утопич. форме, нек-рые черты социализма (Т.
Мор, Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн и др.).


Исходные положения теории
И. м. были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х гг. 19 в. Впервые осн.
принципы И. м. были ими сформулированы в работе Немецкая идеологияv (1845-46,
опубл. в СССР в 1933). Важное место в разработке марксистской концепции истории
принадлежит таким трудам, как Нищета философии (1847), Манифест Коммунистической
партии (1847), Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852) и др.


Краткая и вместе с тем
целостная характеристика существа И. м. впервые была дана в предисл. К критике
политической экономии (1859).


Выдвинутый первоначально
в качестве гипотезы, И. м. должен был доказать свою истинность и плодотворность.
Это было сделано основоположниками марксизма путём его применения к изучению
различных социальных процессов и историч. событий и, в первую очередь, к анализу
функционирования и развития капи-талистич. системы. Со времени выхода Капитала
К. Маркса (1867) научная достоверность И. м. может считаться полностью доказанной
(см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139-40).


И. м. совершил подлинный
переворот в развитии философии и обществознания. Появление И. м. позволило достроить
здание материализма доверху, создать цельный научно-филос. взгляд на мир,
включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы филос.
мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения
материи, научно проанализировать особенности обществ, познания, исследовать
природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.


Осн. категориями И. м.
являются обществ, бытие, обществ, сознание, общественно-экономич. формация,
способ производства, производит, силы, производств, отношения, базис, надстройка,
социальная революция, формы общественного сознания.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я