ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной
деятельности. И. н. характеризуется объективностью, воспроизводимостью,
доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях
науки). Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический.
На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются
эмпирич. закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие
для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее
открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть
будущие события и факты.


Осн. компонентами
И. н. являются: постановка за дачи; предварительный анализ имеющейся информации,
условий а методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез;
теоре-тич. анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение
эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных
гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов
и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных
И. н. выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов
в произ-во. Структура И. н. определяется различными комбинациями перечисленных
этапов, к-рые могут осуществляться в различном порядке с определёнными
повторениями н изменениями. В ряде случаев те или иные этапы могут отсутствовать
(напр., при экспериментальной проверке ранее выдвинутых гипотез и т. п.).


Так как результаты
И. н. не должны повторять ранее открытые факты и законы, то процесс И.
н. следует рассматривать как функцию цели и времени. Из двух исследовательских
процессов, относящихся к одним и тем же объектам и решающих одну и ту же
задачу, более эффективным является тот, к-рый, при прочих равных условиях,
приводит к намеченной цели за более короткий интервал времени.


Классификация
И. н. может производиться по различным основаниям. Наиболее распространённым
является деление И. н. на фундаментальные и прикладные, количественные
и качественные, уникальные и комплексные и т. д. Взаимное наложение этих
классификаций и их более тщательное членение дают многоступенчатую классификационную
иерархию И. н.


Совр. И. н.
во всех развитых странах мира поглощают значит, часть совокупного нац.
продукта (в США и СССР ок. 3% ). И. н. оказывают глубокое влияние на все
стороны обществ, жизни, экономич. и технич. прогресс, управление обществ,
институтами и т. д. Поэтому проблема их< финансирования, планирования,
организации, эффективности образует одну из центр, проблем гос. политики.
В связи с этим начали развиваться исследования по организации, экономике
и методологии И. н. Методы и навыки И. н. находят широкое применение за
границами науки при решении многих экономических и социальных задач (см.
Наука).

А. И. Ракитов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я