ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ воспроизведение музыки с помощью тех или иных исполнительских
средств, вид художеств, творчества. Существующее в нотной записи муз. произведение
получает реальное звуковое воплощение только в процессе И. м.; поэтому
исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем.
И. м. бывает вокальное, инструментальное и смешанное. К последней разновидности
относится и оперное иск-во; однако в опере певцы-солисты являются одновременно
и актёрами, важную роль выполняет декоративное иск-во. В зависимости от
кол-ва исполнителей И. м. подразделяется на сольное
(один исполнитель) и коллективное (группа исполнителей). Коллективное исполнение
может быть камерно-ансамблевым с несколькими относительно равноправными
исполнителями (напр., трио, квартет и т. п.) и симфоническим, хоровым,
как правило, под руководством дирижёра (хормейстера), к-рый с помощью др.
музыкантов реализует свой исполнительский замысел (см. Дирижирование).
Мн.
исполнительские обозначения в нотах (темп, динамика и т. п.) относительны
и в определённых пределах могут реализоваться по-разному. Поэтому задача
И. м.- не просто точное воспроизведение нотного текста, но и возможно более
полное воплощение намерений автора. Большое значение для исполнителя имеет
изучение эпохи, в к-рую жил композитор, его эстетич. взглядов и т. п. Всё
это помогает глубже понять содержание произведения. Каждый исполнитель,
раскрывая авторскую концепцию сочинения, неизбежно вносит в исполнение
и индивид, черты, определяющиеся как его личными качествами, так и господствующими
в данное время эстетич. взгля дами. Т. о., всякое исполнение произведения
является и его истолкованием, интерпретацией. Под влиянием эстетич. воззрений,
а также социальной среды и обществ, идеологии в И. м. складываются разл.
стили, аналогичные стилям композиторского творчества. До недавнего времени
исполнительские стили прошлого могли изучаться только на основе высказываний
современников и отражения их в выполненных данным исполнителем обработках
и транскрипциях; с появлением на рубеже 19-20 вв. звукозаписи положение
изменилось, и сейчас можно сравнивать трактовку того же сочинения различными
исполнителями непосредственно, прослушивая записи их исполнения.


Лит.: О
музыкальном исполните льстве. Сб. ст., М., 1954; Вопросымузыкальногоисполнительства,
Сб. статей, в. 2-6, М., 1958 - 70; Коган Г.,
У вратмастерства,
М., 1958; Dorian F., The history of music in performance, N. Y., 1942;
Вгelet G., I'interpretation creatrice, v. 1-2, P., 1951; Dart Т., The interpretation
of music, 3 ed., L., [1958]; Graziosi G., L'interpretazione musicale, Torino,
1967.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я