ИСКУССТВОЗНАНИЕ

ИСКУССТВОЗНАНИЕ искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих
искусство - художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства,
их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности
развития, роль в истории обществ, сознания, взаимосвязи с социальной жизнью
и с др. явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художеств,
произведений. Искусствоведч. науки включают литературоведение (чаще
рассматриваемое в комплексе филологич. наук, см. Филология), музыковедение,
театроведение, киноведение,
а также И. в узком и наиболее употребительном
смысле, т. е. науку о пластич., или пространств., иск-вах (см. Искусства
пластические),
какими являются архитектура, живопись, скульптура, графика,
декоративно-прикладное иск-во. Собственно И. изучает, следовательно, изобразит,
иск-ва, мн. аспекты архитектуры, декоративно-прикладного иск-ва и дизайна.
Архитекту-роведение и технич. эстетика наряду с искусствоведч. разделами
включают также ряд специальных проблем социологич. и технич. характера,
выходящих за пределы И.


В пределах
пластич. иск-в И. решает в принципе те же общие задачи, что и все искусствоведч.
науки, и также складывается из трёх осн. частей: теории иск-в, их истории
и художеств, критики, к-рые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют
и свои особые задачи. Теория иск-в развивает применительно к пластич. иск-вам
и каждому отд. их виду социально-философские взгляды об-ва и общие воззрения
на иск-во, формулируемые эстетикощона изучает широкий круг вопросов
идейного содержания, художеств, метода, художеств, формы, средств выражения,
техники и технологии иск-ва, специфики его видов и жанров и т. д. в их
взаимосвязи; она рассматривает общие закономерности, объективную логику
развития иск-ва, его взаимоотношения с об-вом, его воздействие на коллектив
и на личность. История иск-в изучает и описывает развитие иск-ва в целом
(всеобщая история иск-в), в к.-л. стране или в отдельную эпоху, анализирует
эволюцию к.-л. вида или жанра иск-ва, творчества отд. художника или целого
направления. Художеств. критика обсуждает, анализирует и оценивает явления
совр. художеств, жизни, направления, виды и жанры совр. иск-ва, творчество
его мастеров и отд. художеств, произведения, соотносит явления иск-ва с
жизнью и с обществ, идеалами времени и класса. Этими задачами определяются
осн. области и лит.
жанры И.- теоре-тич. трактат, руководство для художников, теоретич. или
ист. исследование, общее или специальное (монография), статья или доклад,
посвящ. теоретич. или ист. проблеме, критич. обзор или этюд, освещающий
ту или иную проблему текущей художеств, жизни. И. как наука, стремящаяся
к объективности и точности своих выводов, пользуется методами обществ,
и ряда точных наук; вместе с тем, имея своим предметом художеств, творчество,
она базируется и на системе эстетич. оценок и суждений вкуса, отражающих
эстетические воззрения и вкусы эпохи, того или иного класса и связанные
с ними индивидуальные установки искусствоведа. Теория, история и критика
иск-ва опираются друг на друга и на эстетику. При этом теория и история
иск-ва основываются на специфически науч. методах, но критич. суждения
и эстетич. ценностные ориентации своего времени составляют их неотъемлемую
часть. В свою очередь, художеств, критика, целью к-рой является суждение
и оценка, часто пользуется науч. методами, приходя к широким теоретич.
и ист. выводам, рассматривая совр. художеств, процесс как этап истории
иск-ва и как проявление её общих законов.


Во всех разделах
И. применяется метод анализа художеств, произведений с целью выделить особенности
их содержания и формы, определить характер единства этих последних и выявить
объективное основание для той или иной эстетич. оценки. Обширна и разнообразна
науч. искусствоведч. деятельность по накоплению, тщательной обработке и
обобщению конкретных фактов истории иск-ва. Сюда входят: открытие памятников
иск-ва с помощью раскопок и экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруж.
материалов, И. тесно связано с археологией и этнографией), а также разных
видов реставрации; определение (в т. ч. атрибуция) памятников,
их регистрация и систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях;
составление науч. музейных и выставочных каталогов, биографич. и др. справочников;
публикация лит. наследия художников - их мемуаров, писем, статей и т. д.
Искусствоведч. знания опираются на ряд вспомогат. дисциплин, связанных
с музейным делом, охраной и реставрацией памятников, технологией иск-ва,
художеств, иконографией, географич. и топографич. распределением
памятников иск-ва и т. д., а также на ряд ист. дисциплин (хронология,
эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика
и др.).


Обществ, значение
И. определяется как науч. ценностью его выводов и результатов, так и деятельностью
по пропаганде и популяризации иск-ва (научная и научно-популярная лит-pa,
лекции, экскурсии), приобщением широкого круга читателей к произв. иск-ва
и к их пониманию. Выбор предмета исследования и изложения, характер анализа,
оценок и выводов, отражая к.-л. эстетич. воззрения и вкусы, способствуют
и их дальнейшему формированию. Выступая с оценкой, поддержкой
или осуждением произведений, художеств, критика обращается не только к
публике, но и к художникам, оказывая непосредственное активное влияние
на процесс развития совр. иск-ва. Но теория и история иск-ва, устанавливая
ту или иную систему оценок в сфере совр. эстетич. принципов и художеств,
наследия, также глубоко воздействуют на творческий процесс своего времени.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я