ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА чистое искусств о, название ряда эстетич. концепций,
утверждающих самоцельность художеств, творчества, независимость иск-ва
от политики и обществ, требований. Как показал Г. В. Плеханов, склонность
художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству
для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной
средой (Избр. философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных
условиях концепции И. д. и. различны как по своим социальным и идеологич.
истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал,
что устарелая в его время мысль об И. д. и., однако, ...имела смысл
тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных
од, не должен искажать действительности в угоду
различным произвольным и притворным сентенциям (Поли. собр. соч., т. 2,
1949, с. 271).


Идеи И. д.
и. оформляются в теорию к сер. 19 в. во многом как реакция на утилитаризм
философии Просвещения и меркантилизм бурж. обществ, отношений. Воспринимая'весь
строй бурж. жизни как последоват. отрицание эстетич. идеала, художники
и поддерживающие их теоретики иск-ва стремятся воссоздать мир красоты помимо
и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на иск-во
как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина И. д.
и. получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. и наиболее отчётливо
выявляется в 50-е гг. у представителей школы парнасцев во главе с Т.
Готье; в Великобритании - в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн; в 70-с гг.- У.
Патер, в 80-е гг.- О. Уайльд). С кон. 19 в. концепции И. д. и. резче
обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным
вопросам. Идеи И. д. и. в совр. эпоху чаще всего входят составной частью
в иные, подчас эклектичные эстетич. теории.


В России лозунг
И. д. и. в сер. 19 в. был полемически противопоставлен натуральной школе,
или гоголевскому направлению, т. е. реализму в искусстве (А. В. Дружинин,
С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти молодые славянофилы). Идеи И.
д. и. были подвергнуты критике рус. революц. демократами, выдвинувшими
принцип гражданского служения иск-ва, в дальнейшем - Г. В. Плехановым и
марксистской лит.-художеств, критикой. Указывая на социальные истоки различных
вариантов И. д. и., марксизм каждый раз раскрывает конкретно-историч.
смысл их противостояния обществ, активности и классовой борьбе.


Искусство социалистического
реализма
и близких ему направлений в зарубежном иск-ве органически,
в силу своей природы несовместимо с к.-л. проявлениями чистого искусства,
безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская
эстетика с категорпч. непримиримостью относится к антиобществ, тенденциям
в искусстве, будь то продукция т. н. массового иск-ва или же формализма
и И. д. и.. В. Д. Сквозников.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я