ИОСИФЛЯНЕ

ИОСИФЛЯНЕ осифляне,
представители церк.-политич. течения в Рус. гос-ве в кон. 15-16 вв., выражавшие
интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи
Иосифа Волоцкого. Экономич. основой влияния И. являлось крупное
монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княж. оппозицией
и выступали против великокняж. власти, стремившейся к секуляризации церк.
земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского
землевладения, к-рый выдвигали т. н. нестяжатели, вначале поддержанные
Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над
ними. И. создали и затем поддерживали теорию о божеств, происхождении царской
власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей
создал теорию "Москва - третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании
офиц. идеологии рус. самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церк.
иерархи 16 в. [митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан
(брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин,
Вассиан Топорков
(племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Чёрный и др.]. Близко примыкал
к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом
соборе
нестяжательскую программу, предложенную
Сильвестром и
его окружением. В сер. 16 в. по инициативе И. были созваны церк. соборы
против еретиков, осудившие Матвея Башкина и
Феодосия Косого.
И. приняли активное участие в учреждении опричнины. К 17 в. иосифлянство
как церк.-политич. течение прекращает своё существование.


Лит. см.
при ст. Иосиф Волоцкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я