ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригенa (Erigena) или Иеругена
(lerugena) (ок. 810-ок. 877). средневековый философ. По происхождению ирландец;
переехал во Францию и в нач. 840-х гг. появился при дворе Карла Лысого,
где был высоко ценим за свою необычную учёность. Покровительство монарха
позволяло И. С. Э. вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость
по отношению к требованиям церк. кругов.


В умств. атмосфере
Запада той эпохи И. С. Э. представляет собой одинокое явление. К варварскому
богословствова-нию зап. клириков он не может относиться всерьёз, к Августину
высказывает
почтение, но отчуждённость; его подлинная духовная родина - мир греч. мысли,
его филос. вера - платонизм и неоплатонизм, получивший христ. оформление
в творчестве греч. авторов Оригена, Григория Нисского,
Псевдо-Ареопагита
(см. Ареопагитики) и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита
и Максима И. С. Э. впервые перевёл на лат. язык и занимался их истолкованием).
И. С. Э. решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религ.
предания. Дистанции между идеалистич. умозрением и христ. откровением,
между философией и верой для него не существует. Его гл. соч. "О разделении
природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога
и мир в едином понятии "сущего", или "природы", проходящей 4 стадии диалектич.
самодвижения: 1) "природа творящая и не сотворённая", т. е. бог как предвечная
первопричина всех вещей; 2) "природа сотворённая и творящая", т. е. платоновский
мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворённая и не
творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворённая и не творящая",
т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно
в себя на исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом
и в резком отличии от Августина И. С. Э. понимает бога не как личность,
описываемую по аналогии с человеч. личностью, но как присутствующее во
всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению
даже для самого себя: "Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть
никакое „что"" (De divis nat. 11, 28). Доктрина И. С. Э.представляет собой
последоват. идеалистич. монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога;
И. С. Э. отрицает сущностную реальность зла - оно существует только как
"ничто", как своё самоотрицание. Мистич. учение И. С. Э. о человеке, ориентированное
на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима
Исповедника и предвосхищает нем. мистика Мей-стера Экхарта.
Принимая
учение Платона о примате общего над единичным, И. С. Э. явился одним из
основателей и радикальнейших представителей ср.-век. реализма.
В
целом грандиозные умств. построения И. С. Э. были чужды его эпохе, и его
творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 в. его пантеистич.
идеи подхватываются еретич. мыслителями и одновременно подвергаются церк.
осуждению (напр., на поместном Парижском соборе в 1210). В общей история,
перспективе система И. С. Э. лежит на линии, идущей от Платона и Плотина
через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского
к нем. идеализму кон. 18 - нач. 19 вв. И. С. Э. писал
также стихи. В его поэтич. опытах, где в лат. речь вкраплено необычайное
количество греч. слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской
духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума. Соч.: Opera quae
supersunt omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. lati-na,
accur. J.-P. Migne, t. 122); в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии,
т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 787 - 94; Памятники средневековой латинской литературы
IV - IX веков, М., 1970, с. 358-60.


Лит.: Брнллиантов
А.. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота
Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, М., 1940 (см. по указат. имен);
Dоггiеs Н.. Zur Geschichte der Mystik Erigena und des Neoplatonismus, Tubingen,
1925. С. С. Аверинцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я