ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ (от
лат. intervallum - промежуток, расстояние) в музыке и акустике, соотношение
двух звуков по высоте, т. е. частоте звуковых колебаний (см.
Звук музыкальный).
Нижний звук И- называется его основанием, а верхний - вершиной. Последовательно
взятые звуки образуют мелодич. И., одновременно взятые звуки - гармонич.
И. Каждый И. определяется объёмной, или количественной, величиной, т. е.
числом составляющих его ступеней, и тоновой, или качественной, т. е. числом
заполняющих его тонов и полутонов. К простым относятся И., образующиеся
в пределах октавы, к составным - И. шире октавы. Названиями И. служат латинские
порядковые числительные женского рода, указывающие на количество ступеней,
обнимаемых каждым И.; тоновая величина интервалов обозначается словами:
малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Простыми И. являются:
чистая прима (0 тонов), малая секунда ('/2 тона), большая секунда (1 тон),
малая терция (l 1/2 тона), большая терция (2 тона), чистая кварта (2 1/2
тона), увеличенная кварта (3 тона), уменьшенная квинта (3 тона), чистая
квинта (3 1/секста (4 1/2 тона), малая септима (5 тонов), большая септима (5 1/2 тонов),
чистая октава (6 тонов).


Составные И.
возникают от прибавления к октаве простого И. и сохраняют свойства аналогичных
им простых И.; это-нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, кварт
децима, квинт децима (две октавы); более широкие И. именуются: секунда
через две октавы, терция через две октавы и т. д. Перечисленные И. называются
также основными или диатоническими (см. Диатоника). Диа-тонич. И.
могут быть увеличены или уменьшены при помощи повышения или понижения на
хроматич. полутон основания или вершины И. При одноврем. раз-нонаправленной
альтерации
на хроматич. полутон обеих ступеней И. и при альтерации одной ступени
на хроматич. тон возникают дважды увеличенные или дважды уменьшенные И.
Все изменённые посредством альтерации И. называются хроматическими. И.,
различные по количеству заключённых в них ступеней, ноодинаковые по тоновому
составу (звучанию), считаются энгармонически равными, напр, фа-соль-диез
(увеличенная секунда) и фа - ля-бемол1 (малая терция).


Все гармонич.
И. разделяются на кон-сонирующие и диссонирующие (см. Консонанс и
Диссонанс).
К консонирующим И. относятся чистая прима и октавг (весьма совершенный
консонанс), чистая кварта и квинта (совершенный консонанс), малая и большая
терция и секстг (несовершенный консонанс). К диссо нирующим И. относятся
малая и большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая
и большая септима Перемещение звуков И., при к-ром ere основание становится
верхним звуком, а вершина
- нижним звуком, называется обращением; в результате возникает но вый интервал.
Все чистые И. обращаются в чистые же, малые в большие, большие в малые,
увеличенные в уменьшенные в наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные
и наоборот.

В. А. Вахромеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я