ИНТЕГРАЛЬНОЕ СТЕРЕОКИНО

ИНТЕГРАЛЬНОЕ СТЕРЕОКИНО сте реоскопич. кино, в к-ром объёмно-прост-ранств. образ
создаётся в результате одновременной проекции на растровый экран не двух,
как в однопарном стереоскопич. кино, а многих плоских взаимосвязанных между
собой изображений (кадров), хотя зритель видит из них в каждое мгновение
только 2 изображения: одно - левым, а другое - правым глазом. Метод И.
с. впервые в мире был предложен в 1962-63 сов. изобретателем безочкового
стереоскопич. кино С. П. Ивановым и совершенствовался им в последующие
годы. В 1965 был продемонстрирован эксперимент, кинофильм (реж. H. В. Экк),
снятый интегральным методом, а в 1972 в Москве (кинотеатр "Октябрь") впервые
демонстрировался короткометражный видовой кинофильм "По Южному берегу Крыма",
снятый также интегральным методом (реж. и оператор H. И. Большаков).


При наиболее
простом способе съёмки И. с. на 8-, 16- или 35-мм киноплёнку применяется
обычный (однообъективный) съёмочный аппарат с любыми объективами. В нём
изменяется только рамка, ограничивающая поле зрения визира в соответствии
с выбранным стереоскопич. экраном. Особенность процесса съёмки заключается
в том, что съёмочный аппарат устанавливается не обычно, а поворачивается
вокруг оптич. оси объектива на 90° для обеспечения горизонтального продвижения
киноплёнки, необходимого при проекции, и перемещается в горизонтальной
плоскости вокруг центрального объекта композиции (рис. 1). Скорость перемещения
камеры

1021-2-101.jpg


Рис. 1. Схема
съёмки кинофильма интегральным методом: А - сверху вниз (в вертикальной
плоскости); Б - в сторону (в горизонтальной плоскости); 1, 2,3,4 - центральные
объекты композиции. Стрелками показаны пути перемещения съёмочного аппарата
при съёмке в сторону (I) и сверху вниз (II); обоюдоострыми стрелками показан
быстрый переход с одной визирной точки (центрального объекта) на другую.






может быть
рассчитана по формуле: v = L *K/10 • f'камеры (мм/сек), L - расстояние до центрального объекта композиции (мм),
К - частота смены кадров (кадр/сек), 1021-2-102.jpg
- сопряжённое фокусное расстояние (мм). По этой формуле могут быть составлены
таблицы для наиболее характерных или часто встречающихся случаев съёмки.
При съёмке допустимы 2-3-кратные отклонения от параметров, указанных в
формуле. Простейший контроль правильности такой съёмки заключается в том,
что видимые в визире перемещения самых ближних и самых удалённых объектов
(относительно неподвижного центрального объекта) от одной границы кадра
к другой должны происходить за время не более 10 сек и не менее 2 сек.


При проекции
на растровый экран киноплёнка продвигается горизонтально с обычной частотой
смены кадров (24 кадр/сек) мимо неск. взаимосвязанных объективов. Кол во
объективов определяется оптич. параметрами растрового экрана. Так, при
проекции на растровый экран с перспективным линзовым растром (рис. 2) достаточно
от 5 до 10 объективов. В этом случае на любое кресло зрительного зала придётся
от 5 до 10 элементарных взаимосвязанных фокальных зон, составляющих в целом
интегральную зону стереоскопич. видения (о фокальных зонах см. в ст. Стереоскопическое
кино). Посредством экрана образуется до 50 интегральных зон или 400-500
элементарных фокальных зон. Такое количество зон обеспечивает нормальные
условия просмотра кинофильма зрителем: при отклонении зрителя вправо или
влево стереоскопический эффект не пропадает, что неизбежно при однопарной
безочковой стереоскопической проекции, а напротив, подчёркивается за счёт
естественного перемещения ближних предметов относительно дальних, т. е.
в полном соответствии с тем, что наблюдается в жизни.


Однако рассмотренному
способу получения И. с. свойствен недостаток: наиболее быстро движущиеся
объекты оказываются заснятыми с большим временным параллаксом, проявляющимся
при любой проекции в виде дробления изображения движущихся объектов; кроме
того, при стереоскопич. проекции наблюдается заметная деформация формы
объектов и их пространств, положения. Во избежание этого явления предложено
2 более сложных способа получения И. с.: 1) увеличение при съёмке и проецировании
частоты смены кадров в 2-4 раза; 2) съёмка и проецирование одновременно
серии из 8-9 кадров при прежней частоте смены кадрор. Для реализации последнего
способа может быть использован киносъёмочный аппарат, в к-ром применена,
напр., перфорированная аэрофотоплёнка шириной 190 мм с поперечным (к вертикальному
перемещению плёнки) размещением на ней серии из 9 отд. взаимосвязанных
кадров размером 19 X X 19 мм каждый.


1021-2-103.jpg


Рис. 2. Схема
образования интегральных фокальных зон растровым экраном с перспективным
растром.






Лит.: Иванов
Б. Т., Растровая стереоскопия в кино, M., 1945; Валюс H. А., Растровая
оптика, M., 1949; Иванов С.П., Иванов M. С., Быховский В. M., Интегральная
сТереодиапроекция на ЭКСПО-70, "Техника кино и телевидения", 1970, МЬ 10,
с. 33-38. С. П. Иванов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я