ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ одна из специальных дисциплин психологии. И. п.
решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей
в системах "человек и машина", предназначенных для управления и
обработки информации; 2) целесообразное распределение функций между управляющим
и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации; 3)
оптимизация процессов информац. обеспечения и принятия решения. В решении
этих задач И. п. основывается на данных смежных наук, таких, как психология
личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой
и
инженерными дисциплинами.


И. п. возникла
в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной
психологии труда, осн. объектом к-рой было исследование непосредств. взаимодействия
человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер,
средства транспорта и т. п.). Задачи И. п. сводились в основном к критич.
анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и
выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек и машина".
Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию
пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление
И. п. как самостоятельной научной психологич. дисциплины было обусловлено
автоматизацией
производства
и развитием средств ди-станц. контроля и управления. В
50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки
информации человеком, а в 60-х гг.-общие принципы организации взаимодействия
человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практич. применение при
автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике
и т. д. В конце
60-х гг. И. п. перешла к синтезу, проектированию человеч. деятельности
в больших системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий
по повышению эффективности их функционирования.


Задача рациональной
организации деятельности людей в системах "человек и машина" включает анализ
структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления.
При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между
членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных
обязанностей, к-рое в наибольшей степени отвечало бы поставл. цели. Важной
проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые
решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной
деятельности малых групп (экипажи летат.аппаратов, персонал пунктов управления
и т. п.) необходимо выявление критериев психологич. совместимостичленов
группы, что очень важно при их комплектовании. Психологич. совместимость
- важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного
на длительное время от привычного окружения.


При распределении
функций в системе "человек и машина" исходят из того, что решение творческих
задач, связанных с логич. анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений,
должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных,
повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вы-числит. характера, а
также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации.
Электронную вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного
помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления
и интуиции человека.


Оптимизация
процессов информац. обеспечения и принятия решения требует организации
выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится
к выбору наилучших характеристик информац. модели: степени обобщения (детализации)
информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления;
способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание
информации. Осн. принцип организации информац. подготовки принятия решения
состоит в том,
чтобы по требованию оператора ЭВМ могла производить все трудоёмкие и вспомогательные
преобразования имеющейся информации, а результаты выдавать в виде, наиболее
подходящем для решения оперативных задач. В автоматизированных системах
оператор лишён возможности непо-средств. воздействия на управляемый объект
предмет труда). В этих условиях возникла новая задача: согласование не
только исполнительных двигат. актов человека с динамич. свойствами и характеристиками
орудий и средств производства (эта задача решалась
методами психологии труда), но гл. обр. способностей оператора по приёму,
переработке и передаче информации с информационными характеристиками объекта
управления.


Проектирование
человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях
высших психич. функций человека - восприятия, памяти, мышления (образного
и понятийного), к-рые являются внутр. психологическими инструментами и
средствами деятельности человека. К числу таких внутр. средств относятся
опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности
его проф. облик. На основе внутр. средств деятельности формируются постоянные
и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность
оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал
внутр. средств деятельности, опирается на внешние средства, к к-рым относятся
информац. модели, реализуемые на устройствах отображения информации или
в форме доку мента, машинные алгоритмы и др. вспомо-гат. средства подготовки
решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать,
что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутр.
и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных
и информац. моделей, полностью использующих психоло-гич. возможности оператора
по приёму и переработке информации.


В разных условиях
центр тяжести этого проектирования может приходиться либо на внешние, либо
на внутр. средства деятельности. Существует ряд информац. моделей, к-рые
можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их
числу относятся отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора,
аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели определяются
имеющимися тех-нич. возможностями сбора первичной информации. Инженерно-психологич.
рекомендации по работе с такими информац. моделями касаются условии освещённости,
уровня контраста, режима работы и т. п. Осн. задача психологов в этих случаях
состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних средств. Существуют
и др. информац. модели, когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно
обработанной информацией, напр, поступающей на устройства отображения из
ЭВМ. В этих случаях разработчики и специалисты по И. п. имеют большой простор
для технич. реализации различных типов информац. моделей и осн. внимание
может быть обращено на создание адекватных внешних средств деятельности
оператора.


К важнейшим
проблемам И. п. следует отнести: разработку методов проф. отбора, обучения
и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в
конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту
человеческого
фактора
при создании и эксплуатации производств., военных и организац.
систем; проектирование рациональных информац. моделей и органов управления;
формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором;
разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления,
психич. напряжённости, стресса); разработку принципов построения
операторских пунктов в соответствии с требованиями технич. эстетики и художеств,
конструирования.


Развиваясь
как прикладная научная дисциплина, И. п. в постановках задач, методах исследований
и разработках использует достижения теоретич. и эксперимент, психологии
и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На совр.
этапе для И. п. особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных
психологич. черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей
и мотивов деятельности. Выявление собственно психологич. критериев и методик
исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием
решения инже-нерно-психологич. задач. Организации и лица, ведущие исследоват.,
консультативную и педагогич. деятельность в области И. п., объединяются
за рубежом в общества: "Человеческие факторы и биотехнология" (США), "Эргономика"
(Великобритания, Франция и Япония), "Антропотехника" (ФРГ). В СССР инженерно-психологич.
службы координируются соответствующими секциями Общества психологов СССР
и Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме
АН СССР. См. также Эргономика.


Лит.: Инженерная
психология. [Сб. ст.], М., 1964; Инженерная психология, Сб. ст., пер. с
англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; Инженерно-психологические
требования к системам управления, М., 1967; Вудсон У. Е., Коновер Д. В.,
Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов,
пер. с англ., М., 1968; Иванов С., Человек среди автоматов, М., 1969; Мейстер
Д., Рабидо Дж., Инженерно-психологическая оценка при разработке систем
управления, пер. с англ., М., 1970; Военная инженерная психология, М.,
1970; Эргономика. Принципы и рекомендации, в. 1 - 4, М., 1970-72.


В. П. Зинченко,
Г. Л. Смолян

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я