ИНЖЕНЕР

ИНЖЕНЕР (франц.
ingenieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность), специалист
с высшим техническим образованием, первоначально - название лиц,
управлявших воен. машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в
Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др.
странах. Первые уч. заведения для подготовки И. были созданы в 17 в. в
Дании, в 18 в.- в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России
первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в Москве. В Петербурге
были открыты Горное уч-ще, приравненное к академиям (1773), Ин-т инженеров
путей сообщения (1809), Уч-ще гражд. инженеров (1832, с 1882 - Ин-т гражд.
инженеров), Инженерная академия (1855). С 19 в. за рубежом стали различать
И.-практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших
квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее технич.
образование (Civil Engineer).


Подготовка
И. осуществляется в различного типа и профиля высших учебных заведениях,
в
СССР по след, отраслям технич. образования: геологич., горное, энергетич.,
металлургич., машиностроит. и приборостроит., радиоэлектронное, лесоинженерное,
химико-технологич., тех-нологич., строит., геодезич., гидрометео-рологич.,
транспортное, инженерно-экономическое (см. статьи об отраслях образования,
напр. Геодезическое образование и др.). В 1971 в сов. системе высшего
технич. образования св. 230 инженерных специальностей и 360 специализаций.
Совр. научно-технич. прогресс обусловил необходимость подготовки И. комплексных
профилей - И.-физик, И.-математик и др. Учебный план каждой инженерной
специальности рассчитан на 5-6 лет и состоит из трёх циклов уч. дисциплин:
общенаучных - высшая математика, физика, химия, политич. экономия, марксистско-ленинская
философия, науч. коммунизм, история КПСС, иностр. язык и др.; общеинженерных
- теоретич. механика, детали машин, теория механизмов и машин, начертательная
геометрия и черчение, технология металлов, материаловедение, сопротивление
материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, техника безопасности,
экономика и организация производства, вычислит, техника и др.; специальных
- в зависимости от специальности и специализации (напр., для инженерной
геодезии профилирующими являются геодезия, высшая геодезия, инженерная
геодезия, инженерное изыскание, фотограмметрия, практич. астрономия и картография
и др.). Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку
специалистов широкого профиля, общеспец. дисциплины (напр., теория технологич.
процессов, теория расчёта и конструирование машин и приборов и др.) закладывают
науч. основы спец. подготовки будущего И. Общеинженерная подготовка, как
правило, осуществляется на младших курсах, специальная - на 3-5 курсах.
В процессе обучения будущие И. выполняют ряд расчётно-графич. и учебно-исследовательских
работ и курсовых проектов, проходят уч. и производственную практику.
Выпускники втузов защищают дипломный проект, сдают гос. экзамены
и получают квалификацию И. (в соответствии с избранной специальностью -
механика, электрика, технолога, экономиста и др.), по науч. уровню эквивалентную
квалификации, к-рая присваивается выпускникам высших технич. уч. заведений
США, Великобритании, Франции и др. стран, защитившим диссертационную работу
на соискание 2-й проф. академич. степени, напр, магистра наук.


В 1971 на инженерных
специальностях в вузах СССР обучалось ок. 3 млн. чел. Выпуск И. в СССР
и США (в тыс. чел.) составил соответственно: в 1950 - 37 и 61, в 1960 -
120 и 43, в 1965 - 170 и 41, в 1970 - 257 и 50.


В 1970 выпуск
И. в СССР по группам специальностей распределялся (в тыс. чел.): геология
и разведка месторождений полезных ископаемых - 5,1; разработка месторождений
полезных ископаемых - 6,3; энергетика - 10,5; металлургия - 6,5; машиностроение
и приборостроение - 69,0; электронная техника, электроприборостроение и
автоматика - 40,5; радиотехника и связь - 19,8; химич. технология - 16,1;
лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 3,3; технология
продовольственных продуктов - 7,9; технология товаров широкого потребления
- 5,4; строительство - 30,3; геодезия и картография - 1,0; гидрология и
метеорология - 1,1; транспорт - 14,9; экономика - 20,0. Численность дипломированных
И., занятых в х-ве СССР и США соответственно (в тыс. чел.): в 1950-400
и 310, в 1960 - 1135 и 590, в 1965-1631 и 735, в 1970-2486 и 905.


Научные и научно-пед.
кадры в области техники готовятся в системе аспирантуры втузов и н.-и.
учреждений. В 1970 в СССР насчитывалось ок. 40 тыс. аспирантов и ок. 410
тыс. науч. работников в области технич. наук, в т. ч. 4,7 тыс. докторов
и 63,5 тыс. кандидатов технич. наук.


В. А. Юдин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я