ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА нефтяные масла, используемые в пром-сти и быту для смазки механизмов
(машин, приборов и т. п.). Для произ-ва И. м. применяют бакинские, эмбенские,
восточные и др. виды нефти. И. м. иногда содержат в качестве добавок растительные
масла, напр, касторовое, горчичное, сурепное, а также противоокислительные,
загущающие, антикоррозионные и др. присадки, улучшающие эксплуатац. свойства
масел. Ассортимент И. м. постоянно изменяется и пополняется новыми марками,
в частности всё большую роль начинают играть синтетич. масла, напр, силиконовые,
полиэфирные, фторуглеводородные и т. п. В зависимости от вязкости И. м.
подразделяют на лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкие И. м. [вязкость при 50
0C
5-10 cст (1 сст = 10-6 м2/сек), (tдо -25 0C] используют для смазки высокоскоростных малонагруженных
механизмов. В эту группу входят: масла Л (велосит) и T (вазелиновое), применяемые
для смазки прядильных и крутильных машин в текстильной пром-сти, шпинделей
металлообр. станков и маломощных высокооборотных моторов; сепараторное
масло Л для смазки лёгких сепараторов; швейное масло для швейных, вязальных
и трикотажных машин; приборное масло МВП (t0C)
для смазки конт-рольно-измерит. приборов и др. Средние И. м. (вязкость
при 50 0C l0-50 сст, t0C)
используют для смазки механизмов, работающих при средних режимах скоростей
и нагрузок. В эту группу входят веретённые и машинные масла, а также сепараторное
масло T и телеграфное масло. Эти масла применяются во мн. отраслях пром-сти
(лёгкой, металлообр. и др.); в частности, их используют для смазывания
подшипников маломощных электродвигателей и гидросистем металлообр. станков.
Тяжёлые И. м. (вязкость при 100 0C 10-30 cст, сравнительно высокие
темп-ры застывания) применяют для смазывания пром. оборудования, работающего
при малых скоростях и больших нагрузках, напр, кузнечно-прессового оборудования,
червячных и зубчатых передач и т. п.


Помимо указанных
трёх групп, к И. м. относят также приборные масла для смазки контрольно-измерительной
аппаратуры, обладающие сравнительно высокой вязкостью (10-20 cст при 50
°С) и низкими темп-рами застывания (до -70 0C); часовые масла
(вязкость при 50 0C 20-30 ест, t0C);
турбинные масла для смазки подшипников и вспомогат. частей водяных и паровых
турбин (вязкость при 50 0C 20-50 ест, t0C),
предназначенные для работы в условиях циркуляц. смазки и обладающие высокой
противооки-слит. и деэмульгирующей способностью; компрессорные масла для
смазки поршневых и ротац. компрессоров и воздуходувок, характеризующиеся
большой стабильностью, высокой темп-рой вспышки (210-270 0C)
и высокой вязкостью (10-20 сети при 100 °С).К последней группе примыкают
рефрижераторные масла для смазки компрессоров холодильных машин: для аммиачных
я углекислотных компрессоров применяют масло XA (фригус), для фреоновых
компрессоров - масла ХФ-12 ((эаст -40 0C) и ХФ-22 (t600C). Особую группу И. м. образуют гидравлич. масла, применяемые
в качестве рабочих жидкостей в различных гидросистемах, напр, в тормозных
системах автомашин, гидроприводах станков. Все они имеют низкие (до -70
0C) темп-ры застывания, высокую степень очистки и устойчивы
к окислению. К этой же группе относят масла, применяемые в качестве рабочего
тела в форвакуумных и высоковакуумных пароструйных насосах.


Лит.: Технические
условия на нефтепродукты, M., 1969; Нефтепродукты. Свойства, качество,
применение, под ред. Б. В. Лосикова, M., 1966. В. В. Щекин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я