ИНДОНЕЗИЯ

ИНДОНЕЗИЯ

В первых
веках н. э. на Яве (культура к-рой издавна являлась ведущей) сформировались
первые гос. образования, к-рые под инд. влиянием восприняли индуизм и буддизм;
инд. и местные традиции соединились в классич. иск-ве Явы, в т. ч. в каменной
архитектуре. Небольшие изящные индуистские храмы ("чанди") 7 - нач. 8 вв.
на плато Диенг (Центр. Ява), выложенные насухо из андезита, представляют
собой компактные кубич. массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными
покрытиями. Выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них
с простотой и строгостью облика, ясной и чёткой тектоникой, лаконичностью
декора. Таков и первый в И. буддийский храм - крестообразный в плане чанди
Каласан (778 - сер. 9 в.), отличающийся тонкостью декора, классич. уравновешенностью.
Импозантен чанди Мендут (кон. 8 в.) с его строгими формами, кристалличностью
объёма; суровую мощь стен смягчают фигуры бодхисатв, окружённые изящной
кружевной резьбой. Архит. комплекс чанди Севу (нач. 9 в.)- большой, сложный
ансамбль буддийских святилищ с гл. храмом в центре и 240 храмиками-часовнями,
образующими 4 концентрич. квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура
(статуи, голо вы, рельефы); в ней замечательны сочность и мягкость лепки,
цельность обобщённых объёмов, богатство пластич. нюансов; глубокая одухотворённость,
внутр. сосредоточенность образов сочетаются с ощущением полноты жизненных
сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве - Боробудур
(кон.
8 - нач. 9 вв.) - естеств. холм, облицованный блоками андезита, имею-iiftifi
вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой.Бесчисленные
рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды в декоративных ступах
и нишах составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма
неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Эпизоды
буддийских легенд во мн. случаях лишь повод для изображения реальной жизни
- быта эпохи, животного и растит, мира И. Рельефы и статуи полны чувства
счастливой гармонии, спокойной энергии.



С основанием
в 1-й пол. 8 в. гос-ва Матарам офиц. религией стал индуизм. Индуистский
храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (кон. 9 - нач. 10 вв.) объединяет
на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат
из многочисл. часовен. Стройность и устремлённость ввысь гл. храма Шивы
(вые. 47 ч), пышный декор венчающей крутой пирамиды говорят об усилении
декоративного начала. В рельефах на темы "Рамаяны" преобладают драматич.
взволнованность и динамика; свободно и энергично воплощены сцены битв,
непрерывный поток фигур. Образы стали более сложными, утончёнными, индивидуализированными.
С гос-вами Сингасари (13 в.) и Мад-жапахит (кон. 13 - нач. 16 вв.) связан
расцвет иск-ва Вост. Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (14 -
1-я пол. 15 вв.) имеет свободный, асимметричный план, а в его гл. храме
Шивы (1369) невысокая ниж. часть подавляется массивным многоступенчатым
покрытием. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графичный
стиль: плоскостная ажурная резьба, подобная шитью, заполняет всю плоскость
рельефа; фигуры с искажёнными пропорциями и утрированными жестами схематичны
и гротескны. Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах
чанди Джаго (ок. 1280)
и чанди Джави (ок. 1300). Храмы этого времени на о. Бали щедро украшены
роскошной орнаментальной резьбой. Значит, место в скульптуре заняли фантастич.,
причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные
чудови ща чкала"). Терракотовые женские головки и фигурки из Травулана,
каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (ок. 14
в.) пленяют естеств. красотой движений, сочной пластикой драпировок, одухотворённостью
лиц.


Декоративно-прикладное
искусство.


1. Фрагмент
тканой женской одежды. Остров Сумба. Собрание Лангевис.


2. Крис с золотой
инкрустацией. Королевский институт тропиков. Амстердам.


3. Латунная
коробочка в виде повозки.


Минангкабау.
Остров Суматра. Нач. 20 в.


Музей антропологии
и этнографии АН СССР.
Ленинград.


С 16 в. в И.,
разделённой на небольшие мусульм. княжества, утрачивались традиции индуистской
культуры. Они сохранились гл. обр. на о. Бали, куда не проник ислам (храмовые
комплексы 18-19 вв. с 2-3 дворами, высокими воротами, ярусными башнями).
На многочисл. островах у мн. народов И. развивалось нар. декоративно-прикладное
иск-во. Старинные центры художеств, ремёсел Центр. Явы славятся изделиями
из золота и серебра (сохранились образцы 14-15 вв.), с затейливой вязью
изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы ("крисы").
От 14-16 вв. дошли образцы древнего иск-ва бронзового литья на Яве (статуэтки
божеств, колокольчики, подносы, сосуды для благовоний, светильники). Ява
- родина батика, замечательного по красоте традиц. узора и расцветки.
Ява и Бали - центры обработки буйволовой кожи, из к-рой изготовляют кукол
для теневого театра, детали костюмов для танцовщиц и актёров классич. драмы
и др. изделия. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой
пальмы плетут веера, циновки, шляпы, кухонную утварь, сумки. Традиции ткачества
поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских о-вах. На мн. островах
изготовляют по древним
образцам культовые статуэтки из дерева и терракоты. На Бали особого расцвета
достигли художеств, ремёсла, традиц. живопись, лубок. Разнообразны типы
нар, жилища - от хижин (Зап. Ириан, о. Тимор) и лёгких каркасных свайных
домоа из дерева и бамбука до
больших общинных домов (особенно длинных у даякоа Калимантана), иногда
с высокой седло-видной крышей большого выноса (у тоба-батаков и минангкабау
на Суматре) часто на мощных столбах.


С установлением
голл. господства в И, нац. иск-во замерло, города строились по европ. образцу,
но в мечетях и дворцах ("кратонах") местных правителей преобладали мотивы
мусульм. архитектуры стран Азии. В 20 в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае
начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными
решётками, вт. ч. из железобетона. Но массовая застройка городов оставалась
стихийной и неблагоустроенной. В сер. 19 в. в И. появилась реалистич. живопись
с нац. патриотич. тематикой (Раден Салех), на рубеже 19-20 вв.- романтич.
нац. пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию
прогрессивного нац. реалистич. иск-ва, проникнутого любовью к человеку
и патриотич. воодушевлением (Объединение художников И., осн. в 1937-38,-
С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди, X. Нгантунг, Б. Ресобово). Это направление
стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией
романтич. экзотики (Б. Абдуллах) и модернизмом. Развивались реалистич.
скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная,
узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство
новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты-Кебайоран),
новые р-ны были построены в Джакарте, Джокья-карте, Бандунге; при помощи
сов. специалистов строились обществ, здания, пром., учебные, спортивные
и др. комплексы (спортивный комплекс в Джакарте и др.). После событий 1965
прогрессивные художеств, орг-ции были разгромлены, ряд художников подвергся
репрессиям, в иск-ве и художеств, образовании получили перевес модернистич.
направления. Илл. см. на вклейках - к стр. 248-249 и табл. XIV (стр. 208-209).


Лит.: [Рябинкин
П.], Искусство Индонезии, М., 1959; Архитектура стран Юго-Восточной Азии,
М., 1960; Дёмин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Прокофьев О., Искусство
Юго-Восточной Азии, М., 1967; Arts and crafts in Indonesia, Djakarta, 1956;
Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959; Wagner F. A.,
Indonesia. The art of an island group, L., 1959. Н. П. Чукина.
XV. Музыка


Музыка И. сложилась
в ходе историч. развития и преобразования традиций индо-яванской культуры
и культуры др. народов, населявших терр. И. Она достигла наивысшего расцвета
на о. Ява на рубеже 1-2-го тыс. и распространила своё влияние на Юж. Суматру,
часть Калимантана, Бали, Мадуру, Зап. Ломбок и др. острова архипелага.


С древнейших
времён в И. музыка существовала в устной традиции, в быту сел. населения.
В ладовой основе музыки И. лежит 5-звуковая система слендро (вид пентатоники),
расширяющаяся
до 7-звуковой системы пелог. Характерныечерты индонез. музыки - широко
развитая гетерофония и многоголосие. Несмотря на специфич. отличие
вокального стиля от инструментального (при его ритмич. богатстве), в них
обоих главенствует мелодич. начало. Мелодия образно называется "стволом"
(покок), а развивающие её мелодич. и ритмич. фигурации - "цветами" (кантилан).
Вершина классич. муз. иск-ва И.- оркестр нар. инструментов
гамелан,
существующий с эпохи раннего средневековья. В 16 в. возникает песенно-муз.
форма, близкая европ. (вбирает и нар. традиции),- крон-чонг. В индонез.
музыке преобладала устная традиция, хотя издревле существовали зачатки
и записи невмами. В совр. музыке И. применяется и европ.
нотация.
Влияние европ. духовной музыки, культивировавшейся католич. миссионерами,
сказалось на индонез. проф. муз. иск-ве. Нек-рые произв., созданные в 30-
40-е гг. 20 в., несмотря на вполне светское содержание, близки по стилю
григорианским хоралам (вокальные пьесы Си-манджутака на тексты Сануси
Пане и Усмара Исмаила, а также работы К. Синсу, ещё более сходные с церковными
гимнами). После образования независимой Республики И. (1945) открылись
новые перспективы создания общеин-донез. нац. культуры. Всё возрастающее
число муз. коллективов как проф., так и любительских, стремилось не только
сохранять, но и творчески развивать нар. традиции. Известность приобрели
комп. Суджасмина, А. Пасарибу, Сус-бини и др. В Джокьякарте, а затем в
Джакарте при радио были созданы камерные оркестры. С 1952 в Джокьякарте
работает гос. муз. школа. В Сура-карте в 1960 была осн. консерватория,
школа индонез. классич. музыки. После 1965 развитие муз. иск-ва затормозилось,
прогрессивные муз. объединения прекратили существование, нек-рые муз. деятели
подверглись репрессиям, а часть из них (напр., Пасарибу) вынуждена была
покинуть родину. В 1968 в Джакарте создан симфонич. оркестр (руководитель
Адидхарма), выступающий с концертами европ. музыки и реже исполняющий произв.
индонез. авторов.


Лит.: Sachs
С., Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens, В. - Lpz., 1923; Кunst
J., Music in Java, 2 ed., v. 1-2, The Hague, 1949. Л. Б. Переверзев.
XVI. Театр


За длительный
историч. период в И. сложился традиционный театр разнообразных форм, наделённый
самобытными чертами сценич. выразительности.


Его истоки
- в древних образцах театрализованных действий, входивших в нар. празднества
и культовые церемониалы. Наиболее характерные традиц. театр, формы: ваянг-топенг
(ваянг - театр, представление, топенг - маска), где исполнители выступают
в масках н пользуются средствами пантомимы и танца (упоминается в яванских
хрониках 9 в.); ваянг-пурво (теневой театр; древнеяванские лит. памятники
указывают на 11 в.); ваянг-келитик (театр плоских деревянных марионеток);
ваянг-голек (театр объёмных марионеток); ваянг-бебер (театр картинок, сопровождаемый
рассказом); топенг-бабакан (фарсовый театр); ваянг-оранг, вобравший в себя
разнохарактерные, строго канонизированные театр, средства. Драматургия,
основой традиц. представлений послужили различные эпизоды из древнеиндийского
эпоса "Рамаяны" и "Махабхараты", а также материалы индонез. сказаний и
хроник. Как правило, спектакль идёт в сопровождении оркестра гамелан (см.
раздел Музыка). На рубеже 19-20 вв. наряду с традиционным формируется театр
современный - кетопрак и лудрук. Они сочетают традиционные средства выразительности
с европейскими; в 50-е гг. были известны труппы "Мархаэн", "Триснокантен",
выступавшие в разных районах страны. Возникали и труппы, более близкие
к совр. европ. театру. В репертуаре этих коллективов произв. нац. драматургов:
Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифаха, Али Мо-хаммада, Сануси Пане и др., а
также пьесы Г. Ибсена, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя. В Джакарте существуют
театр, здания "Отель Индонезия" и "Кечия", где выступают различные труппы.


В 50-е гг.
в И. начали работать Нац. театр, академия и "Лембага драма И." (Отделение
нац. драмы).


После 1965
прогрессивные театр, деятели подверглись репрессиям, нек-рые труппы распущены
(часть трупп лудрука), ставить произв. совр. прогрессивных драматургов
запрещено.


Илл. см. на
вклейке, табл. ХУ(стр. 208- 209).


Лит.: Мерварт
А. М., Малайский театр, в сб.: Восточный театр, Л., 1929; Демин Л. М.,
Искусство Индонезии, М., 1965; Вгandоn J., The theatre in southeast Asia,
Camb. (Mass.), 1967. М.П.Бабкина.
XVII. Кино


Первые фильмы
были сняты в И. в сер. 20-х гг. голл. режиссёрами. С нач. 30-х гг. предприниматели
из натурализовавшихся в И. китайцев совм. с индонез. режиссёрами (Анджар
Асмара и др.) начали выпускать озвученные киноленты на индонез. яз. (большинство
из них по голливудским и кит. образцам). Наиболее значит, фильмы на сюжеты
из совр. жизни И.: "Парех" (1935, реж. М. Франкен) и "Ясная луна" (1937,
реж. А. Балинк) с участием актёров. Мохтара и Рукиях. Во время япон. оккупации
кинематография служила целям япон. пропаганды. Вместе с тем в этот период,
когда голл. и кит. предприниматели были устранены от участия в произ-ве
фильмов, начался процесс формирования нац. кадров. В годы борьбы за независимость
активизировалось произ-во хроникальных кинокартин. В 1950 в Джакарте были
созданы первая гос. кинофирма "ПФН", крупная частная кинофирма "Перфини",
увеличился выпуск художеств, фильмов. Прогрессивные социальные тенденции
отличали кинокартины: "Калека" (1952, реж. Котот Сукарди, в сов. прокате
- "Гиман"), "Туранг" (1954, реж. Бахтиар Сиагин), "Возвращение на родину"
(1954, реж. Басуки Эффенди), "После комендантского часа" (1955, реж. Асрул
Сани), "Борец" (1961, реж. Усмар Исмаил) и др. С нач. 60-х гг. произ-во
фильмов из-за засилия голливудской и гонконгской кинопродукции резко сократилось.
Ряд мер, предпринятых для стимулирования нац. кинематографии и ограничения
импорта фильмов, к существенным изменениям не привёл.


Репрессии,
последовавшие после событий 1965, коснулись и деятелей кино. К концу 60-х
гг. нац. кинопроиз-во вновь стало расширяться. Среди фильмов:


"Семеро рыцарей"
(1969, реж. Вим Умбох), "Несмываемый грех" и "Дышащий в грязи" (оба в 1971,
реж. Турино Джу-наиди), "Что ты ищешь, Палупа?" (1971, реж. Асрул Сани),
"Самиун и Дасима" (1971, реж. Нави Исмаил). В кино снимаются актёры: Читра
Деви, Рима Мелати, Фарук Аферо, Фарида Аррияни, Су-карно М.Нур, Мила Кармила,
Бамбанг Херманто и др. Выпускается (1971) 25 художеств, фильмов в год.

В. В. Сикорский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я