ИНДИЯ

ИНДИЯ
3.НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ



Правительственными
учреждениями, ведающими в И. науч. исследованиями, являются Совет по науч.
и пром. исследованиям, Комиссия по атомной энергии, Инд. совет по с.-х.
исследованиям, Инд. совет по медицинским исследованиям, Орг-ция оборонных
исследований, Комиссия по субсидированию ун-тов. Совет по научным и промышленным
исследованиям (осн. в 1942) руководит науч. исследованиями, планированием
и координацией н.-и. деятельности в области пром-сти, финансирует отдельные
исследования (преим. прикладного характера) в ряде ун-тов и ин-тов. Президент
совета - премьер-министр Индии. Совету непосредственно подчинены 30 науч.
центров (лабораторий и др.). В ведении Коми с-сии по атомной энергии находятся
Атомный исследоват. центр им. X. Баба, Экспериментальная наземная станция
спутниковой связи, Центр космич. науки и техники, Экваториальная ракетная
станция в Тумбе, Исследоват. ин-т рака. Комиссия также финансирует разработку
теоретич. проблем ядерной физики, проводимую в крупных науч. центрах. Организация
оборонных исследований при Мин-ве обороны И. (осн. в 1958) руководит 35
н.-и. и опытно-конструкторскими учреждениями и лабораториями, занимающимися
изучением проблем вооружения, инженерной техники, транспортных средств,
электроники и т. д. Индийский совет по с.-х. исследованиям (осн. в 1929)
руководит 24 ис-следоват. учреждениями, включая ин-ты, лаборатории и станции.
Основные
науч. центры в области с. х-ва: Инд. с.-х. ис-следоват. ин-т (осн. в 1905)
с многочисл. отделениями, Центр, исследоват. ин-т аридных зон (осн. в 1959),
Центр, исследоват. ин-т риса (осн. в 1946) и др. И н-дийский советпо медицинским
исследованиям подчинён Мин-ву здравоохранения и планирования семьи. Руководит
Центром по изучению холеры (осн. в 1962), Научно-исследоват. лабораторией
питания (осн. в 1918), Исследоват. ин-том проф. заболеваний (осн. в 1966),
Центром вирусологии (осн. в 1952), центрами по изучению отд. болезней -
проказы, трахомы, туберкулёза. Науч. исследования по географии и геологии
координирует Комитет по природным ресурсам (Дели).


В И. имеется
много научных обществ и ассоциаций, а также неск. академий наук. Наиболее
крупная общественная научная организация - Индийская нац. академия наук
(до 1970- Национальный институт наук Индии, осн. в 1935). Она не располагает
собственными исследоват. центрами. В 1971 президентом Индийской нац. академии
наук избран Б. Р. Сешачар.


Самое массовое
научное об-во И. - ассоциация Индийский научный конгресс (осн. в 1914),
членом к-рой может стать каждый инд. учёный. Её деятельность заключается
в организации ежегодных сессий, на к-рых заслушиваются и обсуждаются доклады
по различным направлениям науч. исследований.


О науч. учреждениях
и организациях по обществ, наукам см. соответствующие разделы статьи.

Международные
научные связи Индии. Научные связи с зарубежными странами играют важную
роль в развитии инд. науки. Так, через посредство ЮНЕСКО СССР оказывает
И. помощь в орг-ции науч. работ в ун-тах. Многие из инд. учёных проходили
стажировку в советских научных учреждениях, а сов. учёные (акад. Н. Н.
Боголюбов, Н. П. Дубинин, Н. В. Белов и др.) читали циклы лекций в инд.
ун-тах.


С нек-рыми
странами, в т. ч. исСССР, И. заключила межправительств, соглашения о культурном
и науч. обмене. Кроме того, имеется ряд межведомственных соглашений об
обмене учёными. Совет по научным и промышленным исследованиям И. имеет
соглашения с организациями Чехословакии, ГДР, Польши, Венгрии, Югославии,
ФРГ, Великобритании и др. стран. В 1970 было подписано соглашение о науч.
сотрудничестве между Инд. нац. академией наук и АН СССР, предусматривающее
совместные исследования по геофизике, химии природных соединений, химии
хлопчатника и др.


Большой ущерб
И. наносит эмиграция инд. учёных и технич. специалистов (т. н. утечка мозгов),
покидающих страну в поисках более благоприятных условий работы. По данным
ЮНЕСКО, ок. 8 тыс. инд. учёных - математиков, физиков, химиков, биологов,
а также инженеров работает в США, ФРГ, Великобритании и др. странах Запада.
В. И. Ткаченко.


Лит.: Щербатский
Ф. И., Научные достижения древней Индии, а кн.: Отчет о деятельности Российской
академии наук за 1923, Л., 1924; Ray P., History of chemistry in ancient
and medieval India, Calcutta, 1956; Юшкевич А. П., Р о-зенфельд Б. А.,
Математика в странах Востока в средние века, в сб.: Из истории науки и
техники в странах Востока, М., 1960; Страшун И. Д., У древних истоков медицины
(Индия и Египет), там же; Нестерук Ф. Я., Водные ресурсы Индии и их использование,
там же; Ргаkash Satya, Founders of sciences in Ancient India, New Delhi,
1965; В a s h a m A. L., The wonder that was India, 3 ed., L., [1967];
Корнеев С, Г., Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки,
М., 1969.


Мюллер М.,
Шесть систем индийской философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение
в индийскую философию, [пер. с англ. ], М., 1955; Радхакришнан С., Индийская
философия, [пер. с англ.], т. 1 - 2, М., 1956 - 57; Пятигорский А. М.,
Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Идеологические течения
современной Индии, М., 1965; Древнеиндийская философия. Начальный период,
[пер. с санскрита], М., 1963; Аникеев Н. П., О материалистических традициях
в индийской философии. (Древность и раннее средневековье), М., 1965; Чаттопадхьяя
Д. П., История индийской философии, пер. с англ., М., 1966; Eeussen P.,
Allgemeine Geschichte der Pbilcsophie..., 4 Aufl., Bd 1, Abt. 1 - 3, Lpz.,
1920; Masson-Oursel P., Esquisse d'une histoire de la philosophie indienne,
P., 1923; Strauss O., Indische Philosophie, Munch., 1925; Crousset R.,
Les philosophies indiennes. Les systemes, t. 1 - 2, P., [1931]; Hiriyanna
M., Outlines of Indian philosophy, L., [1932]; Вe1va1kar S. K., Ranade
R. D., History of Indian philosophy, v. 2, 7, Poona, [1927 -33]; Guenоn
R., Introduction generale a Г etude des doctrines hindoues, 4 ed., P.,
1952; Bhattacharya H. [ed.], The cultural heritage of India, [2 ed.], v.
3 - The philosophies, Calcutta, [1953]; Dasgupta S. N., A history of Indian
philosophy, v. 1 - 5, Camb., 1922-55; Frauwa11ner E., Geschichte der indischen
Philosophie, Bd 1 - 2, Salzburg, [1953 - 56]; Sin-ha J , A history of Indian
philosophy, v. 1 - 2, Calcutta, [1956]; Zimmer H., Philosophies of India,
N. Y., 1956; Mishra M. U., History of Indian philosophy, v. 1, .L., .1957;
Tucci G., Storia della filosofia Indiana, Bari, 1957; G1asenapp H. vоn,
Die Philosophie der In-der, 2 Aufl., Stuttg., [1958]; Sanghavi S., Advanced
studies in Indian logic and metaphysics, Calcutta, 1961; Conze E., Buddhist
thought in India, L., 1962; Sources of Indian tradition, Delhi, 1963; Pandeya
R. C., Problem of meaning in Indian philosophy, New Delhi, 1963; Wооd E.,
Vedanta dictionary, N. Y., 1964; Edgerton F., The beginnings of Indian
philosophy, Camb. (Mass.), 1965; Dasgupta S., Development of moral philosophy
in India, L., 1965; Srivastava R. S., Contemporary Indian philosophy, Delhi,
1965; 5 pratt P., Hindu culture and personality; Bombay, 1966; Dutt K.
G., Hindu Sadhana. Bangalore, 1966.


АлаевЛ. Б.,
Некоторыепроблемыфеодализмавтрудахиндийскихисториков, "НародыАзиииАфрики",
1964, № 4; Осипов А.
М., Заметки онекоторыхсовременныхработахподревнейисторииИндии,
тамже, 1963, № 1; его же,
06 индийской национальной историографииподревнейисредневековойИндии,
вкн.: ИсториографиястранВостока, М., 1969; Historians of India, Pakistan
and Ceylon, ed. by С. Н. Phillips, Oxf., 1961; Historians of medieval India,
Meerut, [1968]; Majumdar R. C., Study of Indian history, "The Sardhasatabdi
Commemoration Volume", Bombay, 1959; Pathak V. S., Ancient historians of
India, L., [1966]; "Quarterly Review of Historical Studies", Calcutta,
1964/65, v. 4, N 1 - 2.
XII. Печать,
радиовещание, телевидение


В 1971 в И.
насчитывалось 11036 пе-риодич. изданий, в т. ч. 650 ежедневных газет. Издания
публиковались на 49 языках общим тиражом 29,3 млн. экз. (на хинди - 2694
издания, на англ. яз.- 2247, на урду - 898). В прессе господствует группа
монополий, крупнейшие из к-рых: "Индиан экспресс", "Хиндустан тайме", -"Тайме
оф Индия", "Стейтсмен лимитед", "Амрита базар патрика", "Фрипресс".


Политику партии
Инд. нац. конгресс выражают или поддерживают ежедневные газеты "Нэшонал
геральд" ("National Herald") на англ, яз., осн. в 1938, тираж ок. 30 тыс.
экз.; "Амрита базар патрика", выходящая на англ., бенг. и хинди яз., осн.
в 1868, тираж 112 тыс.экз.; газ. "Джугантар"на бенг. яз., осн. в 1937,
тираж 131 тыс. экз.; "Фри пресс джор-нал" ("Free Press Journal") на англ,
яз., осн. в 1930, тираж 90 тыс. экз., и др. Близка к партии Инд. нац. конгресс
газ. "Хинду"("ТЬе Hindu") на англ, яз., осн. в 1878, тираж 142 тыс. экз.


Интересы инд.
крупной и средней буржуазии, а по ряду вопросов нац. буржуазии вообще,
выражают ежедневные газеты "Хиндустан тайме* ("Hindustan Times") на англ,
яз., осн. в 1923, тираж 113 тыс. экз., "Хиндустан" на яз. хинди, выходит
с 1933, тираж св. 100 тыс. экз., "Индиан экспресс" ("Indian Express") на
англ, яз., осн. в 1932, тираж 408,5 тыс. экз., "Тайме оф Индия" ("The Times
of India") на англ, яз., осн. в 1838, тираж 200 тыс. экз., "Нав Бхарат
тайме" на яз. хинди, тираж св. 160 тыс. экз., и др. Интересы иностр. монополий
и верхушки феод.-помещичьих кругов И. выражает ежедневная газ. "Стейтсмен"
("Statesman") на англ, яз., осн. в 1875, тираж 162 тыс. экз.


Политику наиболее
крупных партий крайней реакции отражают еженедельные газеты "Свараджья"
("Swarajya") на англ, яз., издаётся с 1956, тираж 20 тыс. экз., орган партии
Сватантра, и "Органайзер" ("Organiser") на англ, яз., издаётся с 1947,
тираж 40 тыс. экз., орган партии Джан сангх.


Коммунистич.
пресса представлена газ. "Нью эйдж" ("New Age") на англ, яз., осн. в 1953,
ЦО компартии, "Пиплс де-мокраси" ("People's Democracy") на англ, яз., ЦО
параллельной компартии, и др.; обе партии издают в штатах газеты на местных
языках.


Имеется ряд
т. н. независимых перио-дич. изданий: прогрессивный еженедельник "Блиц"
на англ., хинди и урду яз., осн. в 1941, общий тираж 279300 экз., прогрессивная
ежедневная газ. "Пэтриот" ("Patriot") на англ, яз., осн. в 1963, тираж
50 тыс. экз., и др.


Крупнейшее
информационное агентство- Пресс траст оф Индия, осн. в 1949.


Первая радиостанция
вступила в строй в 1927 в Бомбее. В 1932 была основана инд. гос. служба
- Всеиндийское радио (All-India Radio). В 1968 в его системе работало 36
основных, 28 вспомогат. станций и 28 центров, ведущих параллельные передачи
популярных программ. Руководство радиовещанием осуществляется Мин-вом информации
и радиовещания И.


В 1959 в Дели
начала работать телевизионная служба; телецентр - в Дели, ретрансляционные
станции - в Бомбее, Калькутте, Мадрасе и Канпуре.


Лит.: Ермошкин
Н.,Сучков И., Печать, радио, телевидение республики Индии, М., 1971.
XIII. Литература


Более чем трёхтысячелетнюю
традицию инд. лит-ры открывают веды (кон. 2-го- 1-я пол. 1-го тыс.
до н. э.)- религ. гимны на санскрите, в к-рых содержатся зачатки
лирики, эпоса и драмы. Приблизительно в 6-5 вв. до и. э. в устном творчестве
на нар. языках - пракрипшх складывается ядро огромных эпич. поэм
"Махабхарата"и
"Рамаяна", окончательно оформившихся в первых вв. н. э. на санскрите.
Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на пали и пракритах создаётся буддийская
лит-pa, в т. ч. джатаки, в к-рых религ. дидактика сочетается с фольклорными
сюжетами (см. Палийская литература, Пракритская литература). В 4-3
вв. до н. э. на дравидийском юге страны зарождается самобытная др.-тамильская
лит-pa (см. Тамильская литература),
ранние памятники к-рой ("Десять
песен" и др.) носят преим. светский характер. Записанный на санскрите нар.
сборник сказок"Панчатантра" (3-4 вв.н. э.) положил начало жанру
т. н. обрамлённой повести. На рубеже новой эры намечается переход
к индивидуальному творчеству, складываются самостоят, лит. виды и формы:
пракритская лирика Халы (приблизительно 4 в.), санскр. драмы Аш-вагхоши
(приблизительно 2 в.), Бхасы (4 в.), тамильская лироэпич. поэзия (напр.,
"Повесть о браслете", приписываемая Иланго Адигалю, 7-9 вв.). В творчестве
Калидасы (ок. 5 в.) и Дандина (6- 7 вв.) на санскрите мифологич. сюжеты,
почти целиком утратив религ. окраску, стали средством выражения гуманистич.
идей. Вершиной др.-тамильской лит-ры является книга афоризмов "Тирукурал"
Тируваллувара (4-5 вв.), рисующая идеальный образ мудрого правителя.


Примерно с
7 в. начинается история ср.-век. лит-ры. Наряду с лит-рой на санскрите
(см. Санскритская литература) и тамильском яз. возникают лит-ры
на других языках - дравидийских (см. Каннада литература, Малаялъская
литература, Телугу литература)
и новоин-доарийских (см. Ассамская
литература, Бенгальская литература, Гуджаратская литература, Маратхская
литература, Орииская литература. Пенджабская литература, Урду литература,
Хинди литература).
Позднее вырисовываются контуры кашмирской литературы
и
синд-хской литературы, а также инд. лит-ры на пушту. Создание гос-в
с правящей му-сульм. верхушкой и широкое распространение ислама вызвали
становление инд. персоязычной лит-ры: Амир Хосров Дех-леви (1253-1325),
Мирза Бедиль (1644- 1721) и др. (см. также Иран. Литература). Многовековые
хоз., политич. и культурные связи народов И. заложили основу единства лит.
процесса в И.


Нар. антифеод,
движение, проходившее под религ. лозунгом бхакти, содействовало
расцвету лит-ры развитого феодализма (15-17 вв.), направленной против классового
и кастового гнёта, против религ.-сектантской розни. Отходя от санскр. канонов,
писатели ориентировались на поэтику фольклора: поэт каннада Пурандарадаса
(ок. 1480-1564), бенгалец Чондидаш (14-15 вв.), поэты хинди Кабир (15-16
вв.), Сурдас (ок. 1483- ок. 1563) и др. Консервативное крыло пыталось сочетать
идеи бхакти с проповедью незыблемости кастовой системы (поэт хинди Тулсидас,
ок. 1532-1624). Нар. восстания против державы Моголов в 17 в. вдохновляли
певцов свободы - маратхов Тукарама (1608-49) и Рамдаса (1608-81), пенджабца
Говинда Сингха (1666-1708).


Завоевание
И. Великобританией и консервирование колонизаторами феод, отношений предопределили
в 18 в. упадок инд. лит-ры и усиление эпигонских тенденций. Но уже в 19
в., особенно во 2-й его пол., в ряде лит-р И. появляются просветит, идеи,
отразившие борьбу демо-кратич. "третьесословной" и феодальной культуры
(некоторые инд. исследователи называют этот период инд. возрождением).
Просветительский реализм способствовал развитию как в бенгальской, так
и в др. лит-pax обличит, социально-бытового романа ["Баловень богатого
дома" бенг. писателя Перичанда Миттро (1814- 1883) и др.]. Получает распространение
романтизм (ист. романы бенг. писателя Б. Чоттопаддхая, 1838-94, и др.).
Антиколон, пафосом проникнута пьеса "Зеркало индиго" (1860) бенг.драматурга
Д. Миттро (1829-74), рисующая протест крестьян против произвола англ, плантаторов.


В 20-е гг.
20 в. центральной темой инд. лит-ры становится борьба за нац. независимость.
В сер. 30-х гг. зарождается движение прогрессивных писателей, целью к-рого
была последовательная демократизация лит-ры, сближение её с жизнью. В 1936
по инициативе Премчанда (1880- 1936), М. Р.
Ананда (р. 1905) и Саджада Захира (р. 1905) создаётся Ассоциация прогрессивных
писателей Индии. Глубокое воздействие на лит-ру оказал гандизм - господствующее
идеологич. течение в нац.-освободит, борьбе И. Формируется революц.-романтич.
течение (поэт урцу Джош Малихабади, р. 1898). Высшую ступень развития критич.
реализма знаменует творчество Премчанда и Р. Тагора (1861-1941, Нобелевская
премия, 1913). Поэзия М. Икбала (1877- 1938), писавшего на урду и перс,
яз., прославляет волевого, инициативного человека, венец творения. Влияние
лит-ры со-циалистич. реализма содействует становлению социалистич. иск-ва
слова в И.: политич. поэзия и интимная лирика поэта урду Э. X. А. Вафы
(1900-36), романы бенг. писателя Г. Халдара (р. 1902), проза и публицистика
писателя хинди Яш-пала (р. 1903). Обновляются поэтич. формы, интенсивно
развивается проза. В это же время появляются декадентские направления:
фрейдистский роман "Лад-джа" писателя хинди И. Джоши (р. 1902), мистич.
поэзия поэтессы хинди М. Вармы (р. 1907) и др.


Достижение
И. гос. независимости (1947) содействовало росту прогрессивной лит-ры,
выдвинуло на первый план социальную тематику, способствовало упрочению
единства лит-р страны (при нац. своеобразии каждой из них). Резко обострилась
борьба между прогрессивными и реакционными направлениями. Ведущей темой
лит-ры стала трагедия человеческого существования в капиталистич. мире.
Среди критич. реалистов усиливается тяга к изображению людей труда, борцов
с социальной несправедливостью: прозаик каннада Ниранджана (р. 1923), малаялец
Такажи Ш. Пиллай (р. 1914) и др. В лагере реакции выступают писатели религ.-шовинистич.
направления (напр.,
писатель хинди Гурудатт). Экзистенциалистская философия отразилась на творчестве
писателя хинди Агьеи (р. 1911) и романиста телугу Б. Кришна-рао (1918-62).
В творчестве поэта хинди Д. Бхарати (р. 1926), маратхских поэтов Б. С.
Мардхекара (1907-56) и
Ш. Мукти-бодха (р. 1921) и др. поиски новых форм и средств художеств, выразительности
становятся самоцелью.


Борьба за преодоление
последствий колониализма и подъём экономики способствовали развитию ряда
отстававших прежде лит-р и становлению новых (майт-хили, бходжпури, догри
и др.).

И. С. Рабинович.


Наряду с лит-рами
на нац. яз. в И. развивается инд. лит-pa на англ, яз., к-рый долгое время
был основным языком гос. учреждений и высшего образования. В стихах первых
англоязычных поэтов (Г. Л. В. Дерозио, 1809-31; К. Гхош, 1809-73; Т. Датт,
1856-77) ощущается влияние англ, романтизма. В поэзии кон. 19- нач. 20
вв. (Ауробиндо Гхош, 1872- 1950; С. Найду, 1879-1949; X. Чаттопад-хая,
р. 1898) содержатся призывы к нац. освобождению И. В 30-х гг. 20 в. зарождается
англоязычная проза, крупнейшими представителями которой являются М. Р.
Ананд, Р. К. Нараян (р. 1906),
X. Чаттопадхая и др.

Е. Я. Калинникова.

Литературоведение.
Интерес
к теоре-тич. осмыслению лит-ры обнаруживается уже в работах ранних инд.
грамматистов Панини (4 в. до н. э.) и Патанджа-ли (2 в. до н. э.). Самостоятельное
значение теория лит-ры получает во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. Объектом исследования
становятся художеств.-изобразит, средства
(аланкара), категории
раса (эстетич. восприятие) и дхвани (художеств, ассоциации), задачи
лит-ры и психология творчества. "Поэтические украшения" Бха-махи (7 в.),
"Зерцало поэзии" Дандина (6-7 вв.), "Сутра о поэтических украшениях" Ваманы
(8-9 вв.), "Краткое изложение поэтических украшений" Удбха-ты (9 в.), "Описание
дхвани" Анандавар-дханы (9 в.), приписываемая Бхарате "Шастра о театральном
искусстве" (рукопись 9 в.), "Рассуждение об уместности" Кшемендры (11 в.)и
др. В прологах и вступлениях к произв. Калидасы, Баны, Дандина встречаются
высказывания, свидетельствующие о попытках ист. подхода к развитию лит-ры.
В 15-17 вв. продолжается детализированная разработка эстетич. категорий
и нормативная систематизация жанров; литературоведение приобретает преим.
схоластический характер, полностью лишаясь историзма. На первых этапах
развития нац. лит-р классич. санскритская поэтика сковывала самостоятельную
лит. мысль. Её влияние остаётся преобладающим и в 19 в., когда особенно
интенсивно стала развиваться текстология. С сер. 19 в. намечается тенденция
к осмыслению отд. нац. лит-р (особенно бенг. и хинди) как самостоят, лит.
общностей; появляется совр. литературоведение объективистского и позитивистского
плана. В 30-40-х гг.


20 в. инд.
литературоведы приближаются к осознанию социальной и ист. детерминированности
лит. процесса (С. К. Де, С. Н. Дасгупта), а нек-рые и к марксистскому его
пониманию (Д. Косамби).


После завоевания
нац. независимости (1947) резко возрос объём и уровень исследований, создан
ряд общеинд. и местных науч. орг-ций как правительственных (Лит. академия
в Дели и её филиалы, пенджабский Департамент языка и т. п.), так и общественных
(Центр, союз пенджабских деятелей лит-ры, Союз деятелей тамильской культуры
и др.). Видное место в совр. инд. литературоведении занимают X. Двиведи,
В. Рагхаван, Н. Сингх, Б. Упадхьяй, К. М. Джордж, К. Чайтанья, Г. Халдар,
Нагендра, К. Н. Субрахмань-ям, А. Бос, П. Мачве, П. Падмараджу, Ч. Д. Нарасимхайя
и др. В центре внимания совр. инд. литературоведения стоят проблемы общеинд.
лит. наследия, становления и развития нац. лит-р И., дифференциации направлений,
соотношения инд. традиционной поэтики и совр. лит. теорий, инд. лит. процесса
и его соотношения с мировым лит. процессом. Укрепляются контакты инд. и
сов. литературоведов, появляются совместные издания (сб. "Рабиндранат Тагор.
К столетию со дня рождения", М., 1961, и др.).

И. Д. Серебряков.


Лит.: ЛитературыИндии,
М., 1958; 'Драматургия итеатрИндии,
М., 1961; Поэзия народовИндии,
М., 1962; Современная индийскаяпроза,
М., 1962; Культура современнойИндии,
М., 1966; Рабинович И.
С., Сорок вековиндийскойлитературы,
М., 1969; История индийскихлитератур,
пер. с англ.,
М., 1964; Литература Востокавсредниевека,
ч. 1, М., 1970; Литература ДревнегоВостока,
М., 1971; Winternitz M., A history of Indian literature, v. 1 - 2, Calcutta,
1927-33; Literatures in modern Indian languages, Delhi, 1957; Kane P. V.,
History of Sanskrit poetics, Delhi, 1961; S r i n i v a-sa lyengar K. R.,
Indian writing in English, N. Y., 1962; С hatter ji S. K., Languages and
literatures of modern India, Calcutta, 1963; Krishnamoorthy K., Essays
in Sanskrit criticism, Dharwar, 1964; Derrett М. Е., The modern Indian
novel in English, Brux., 1966; Fiction and the reading public in India,
Mysore, 1965; Literary criticism: European and Indian traditions, Mysore,
1968; The novel in India, ed. by T. W. Clark, L., [1970].
XIV. Архитектура
и изоОразительное искусство


Истоки инд.
художеств, культуры восходят к возникшим на берегах pp. Инд и Ганг древнейшим
цивилизациям, к-рые послужили основой и для развития художеств, культуры
Пакистана.
К периоду высокоразвитой цивилизации Хараппы (сер. 3-го - примерно
сер. 2-го тыс. до н. э.) относятся крупные города Сангхол (обнаруженный
в р-не Патиалы) и Лотхал (на п-ове Катхиявар). Для них характерны регулярная
планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные
постройки из обожжённого кирпича, бассейны для обществ, омовений. Найдены
расписные керамич. сосуды, каменные и терракотовые статуэтки и печати-амулеты
со знаками письменности и изображениями животных.


О культуре
Сев. И. сер. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э. позволяют судить лит. источники
(веды
и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних
времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и
типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием;
здание общественных собраний зального типа, со сводчатым деревянным покрытием
и др.) легли в основу архитектуры кам. храмов и др. сооружений последующих
веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра
и др. - центрам образовавшихся в сер. 1-го тыс. до н. э. рабовладельч.
гос-в. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому
брахманизмом
делению общества на варны. Этот принцип расселения в городе
сохранялся в И. вплоть до позднего средневековья. Одной из причин прочного
сохранения в И. художеств, традиций было существование с глубокой древности
цеховых строит, организаций-"шрени" (закреплённых кастовой системой) и
единой системы канонов и правил строит, дела и прикладного иск-ва - "Шилпашастры".


Иск-во И. достигло
расцвета с образованием мощного рабовладельч. гос-ва Маурья (4-2 вв. до
н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В
городах возводились крупные комплексы крепостей, дворцов (дворец царя Ашоки
в Паталипутре, 3 в. до н. э.) и др. сооружений.


Распространение
буддизма
при Ашоке (3 в. до н. э.) вызвало массовое стр-во храмов - чайтья,
монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие "вихару" (квадратный
в плане зал, окружённый кельями), а также мемориальных сооружений - ступ
и столбов-сталб-ха. К числу наиболее ранних из сохранившихся
сооружений этих типов относятся ступа № 1 в Санчи (3-2 вв. до н. э.) и
комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых
декора), высеченный в горах Барабара (3 в. до н. э.). Характерные памятники
скульптуры эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная
капитель", ок. 243 до н. э.), со стилизованными фигурами 4 львов, и статуя
якшини (богини плодородия) из Дидар-ганджа (песчаник; вероятно, 2 в. до
н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами.


Во 2-1 вв.
до н. э. наивысшего расцвета иск-во И. достигает в рабовладельч. гос-вах
Андхра в Декане и Шунга на севере И. К этому времени относятся крупные
комплексы монастырей, высеченных в скалах Бхаджи, Насика, Карли и др. В
отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура.
Наиболее значит, скальное сооружение - чайтья в Карли (1 в. до н. э.),
отличающаяся особой ясностью тектоники и пространств, решения. Идеей утверждения
жизни и её неисчерпаемости проникнуты сложные многофигурные рельефы на
сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхарху-те
(2 в. до н. э.) и воротах ступы № 1 в Санчи, установленных в 1 в. до н.
э. Сравнительно с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные
и пластичные.


В первых веках
н. э. на С.-З. И. существовало Кушанское царство, с к-рым было связано
иск-во школы Мат-хуры, где появилось одно из первых антропоморфных изображений
Будды.


С образованием
в сев. и центр, р-нах И. мощного гос-ва Гуптов (4-6 вв.) иск-во И. рабовладельческой
эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось стр-во дворцов,
монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы,
трактованные как божья обитель, в Санчи (храм № 17, 5 в.) и др. местах.
Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище
с внутр. помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую
форму получает в это время изображение Будды(статуи Будды из Сарнатха,
песчаник; из Султанганджа, бронза; обе -5 в.).


Вверху - храм
Дхармараджа-ратха в Махабалипураме (7 в). Внизу - храм № 17 в Санчи (5
в.).


Культурное
наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феод. гос-вах
Декана (Чалукьев, 6-12 вв.; Раштракутов, 8-1C вв.), юга (Паллавов, расцвет
в 7 в., существовало по 9 в.) и севера И. (Харши, 7 в.). Ещё продолжали
строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господств,
идей индуизма тра-диц. формы этих сооружений наполнялись новым содержанием.
Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по
существу, в храм. Ок. 6 в. появились скальные брахмайские и джайнские храмы,
не отличавшиеся по своим формам от буддийских.


Фасад чайтья
в Аджанте (зал № 19). Ок. 550.


Наиболее значит,
скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре.
Аджанта
прославилась гл. обр. стенными росписями буддийских монастырей (2 в. дон.
э. -7 в. н. э.). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют,
по существу, широкую картину общественной жизни И., создавая вместе с архитектурой
и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры
(созданные между 6-10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей
с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов.
На их стенах развёрнуты барельефные композиции с изображениями буддийских
и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с канонич. фигурами
Будды, для которых стали характерны застыл ость и сухость форм, изображения
брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики.
Величием образов и композиц. смелостью отличаются рельефы и гигантский
бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (8 в.).


В 6-7 вв. определились
2 осн. типа наземного храма: сев. (индо-арийский) и юж. (дравидийский).
Для храмов юж. типа характерно возвышающееся над святилищем завершение
- чшикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для
северных - шикхара пара-болич. очертаний с диском-чамалака" наверху. Принципы
храмовой архитектуры Юж. И. были заложены в храмах Маха-балипурама и
Канчипурама. В Маха-балипураме сохранились уникальные высеченные из валунов
монолитные храмы-<ратхи" - прототипы святилища и над-вратной башни-"гопурам"
южноинд. храма, а также шедевр южноинд. скульптуры - гигантский многофигурный
барельеф "Нисхождение Ганга" (7 в.). В Канчипура-ме был сооружён храмовый
комплекс (Кайласанатха, 1-я пол. 8 в.), к-рый лёг в основу развития композиции
южноинд. храма в целом. Его прямоуг. двор, опоясанный изнутри рядами ниш
со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный
зал для молящихся - "манта-пам". Композиция этого комплекса была повторена
в одноимённом храме в Эллоре (сер. 8 в.). Иск-во пластики раннего средневековья
достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его
многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами,
отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.


Начиная с 10-
11вв.,с укреплением феодализма в И., быстро растут города, развёртывается
храмовое стр-во. Градостроительство и архитектура этого времени развивались,
следуя в основном принципам, изложенным в "Шилпашастре". Гражд. постройки
не сохранились, т. к. они сооружались гл. обр. из недолговечных материалов
- дерева, кирпича, тростника, глины и т. д. Архитектура храмов становится
более пышной и декоративной, объёмно-пространственные композиции более
сложными, планы более вычурными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой,
принимает декоративный характер.


В 10-13 вв.
в столицах различных гос-в И. возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие
местных архит. школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного сев. типа (храм Лингараджа
в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных
архит. объёмов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений),
среди к-рых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура
Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм
и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц,
музыкантов у храма бога Солнца Шурья в Конараке, сер. 13 в.).


Для храмов
Кхаджурахо,
причисляемых к сев. типу (Кандарья Махадео, ок. 1000), характерны:
компактность композиции (достигнутая слиянием архит. объёмов), обилие скульптурного
убранства как наружных, так и внутр. поверхностей стен.


Храмы Майсура
(Ченна Кесава в Белуре, Хойсалешвара в Халебиде; оба -12 в.), с сильно
подчёркнутыми горизонтальными членениями, отличаются высоким качеством
исполнения ювелирно-тонкого резного декора.


В Юж. И. в
10-11 вв. сооружались храмы [Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре,
11 в.], в к-рых архит. композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в 8 в. в Канчипураме,
получает своё завершение: шикхара обретает чёткость силуэта; декор, сдержанный
и пластичный, строго подчиняется архитектонике здания.


На юге И. в
10-12 вв. распространяется бронзовая пластика. Среди статуй и статуэток
индуистских божеств гл. место занимает изображение бога Шивы в виде многорукого
Натараджана - бога танца.


Завоевание
Сев. И. в кон. 12-нач. 13 вв. мусульм. феодалами принесло новые для И.
культурные традиции Ср. Азии, Ближнего и Ср. Востока; господствующей религией
стал ислам. В И. утвердились иные конструктивные элементы (арки,
купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи),
небывалого расцвета достигло стр-во дворцово-крепостных ансамблей. Вместе
с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, т. к.
религиозные требования ислама препятствовали изображению живых существ.


В декоративно-прикладном
иск-ве стали развиваться преим. растит, и геом. орнаменты.


В период укрепления
Делийского султаната (нач. 13-сер. 14 вв.) бы ли возведены мечеть Кувват-уль-Ислам
(начата в 1193) с минаретом Кутб-Минар в Дели, сохранившим черты
инд. зодчества (пластичность архит. масс, использование традиц. местного
орнамента), а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах,
Туглакабад и Фирозабад (все-14 в.), ныне на терр. Дели, Даула-табад (14
в.) в Декане.


С распадом
Делийского султаната художеств, силы страны рассредоточились по отд. феод,
гос-вам. В султанате Гуджарат на основе местных традиций деревянного гражд.
и кам. храмового зодчества были созданы сооружения, отличающиеся строгой
архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного
по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, ок. 1515). В Бенгалии
возникли своеобразные постройки, в к-рых использовался опыт кирпичного
и бамбукового зодчества с применением в декоре резной терракоты (мечеть
Адина в Пандус, ок. 1360). В гос-вах Декана в 14-17 вв. сооружались здания,
сочетавшие в себе инж. достижения мусульм. архитектуры с местными архит.
традициями (мавзолей ГолТумбаз в Биджапуре).


С образованием
империи Великих Моголов (1526) иск-во И. переживает новый подъём, достигнув
наивысшего расцвета при Акбаре. Во времена его правления (1556-1605) были
созданы замечат. образцы гра достроит, и фортификац. иск-ваа крепость в
Агре;
город-крепость Фатих-пур-Сикри (1569-84), сохранившийся в том виде,
в к-ром был задуман; форты в Аджмере (1570) и Аллахабаде (Илаха-бад).
Складывается
классич.тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом
(мавзолей Хумаюна в Дели, 1565). При Шах-Джахане (17 в.) в архитектуре
нарастает декоративность, усиливается стремление к роскоши, излюбленным
материалом становится мрамор , нередко инкрустированный самоцветами. Традиционные
формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице
Тадж-Махал
в Агре. Чертами наступившего упадка (безвкусица, отсутствие новых творческих
замыслов) отмечены могольские постройки 18 в. (гробница Сафдарджанга в
Дели, 1745-53).


На высоком
уровне продолжало развиваться иск-во Раджастхана, сохраняя местные традиции.
Многовековый опыт кам. крепостного стр-ва сказался в величественных, органически
сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, 16 в.;
Датии, 17 в.; Удайпура, 16-18 вв., и др.), для к-рых характерен контраст
массивных нижних этажей и "ажурных" верхних, с павильончиками, куполами
и шпилями. Столица Раджастхана Джайпур (основана в 1728) с регулярной
планировкой - один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве.
Гл. средство достижения художеств, цельности застройки Джайпура - применение
одних и тех же форм карниза, арки, купола, эркера. В городах Раджастхана
на фасадах и в интерьерах домов встречаются росписи (нередко минеральными
красками по сухой штукатурке) с изображениями бытовых мотивов и сцен сражений.


В период господства
мусульм. феодалов в Сев. И. традиц. храмовая архитектура и скульптура развивались
лишь на крайнем Ю., где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг
старых храмов здесь воздвигались новые ограды с надвратными башнями -"гопурам",
покрытыми скульптурой. С веками количество оград возрастало и храмовый
комплекс превращался в крепостной город, включавший дворы с многоколонными
открытыми галереями -мантапам и бассейнами для омовений (храмо-вке комплексы
в Чидамбараме, Рамеш-Еараме, Мадурай и др.). К колоннам в мантапам
нередко пристраивали огромные изваяния вздыбленных коней и фантастич. фигур.


В ср.-век.
период в И. развитие получила миниатюрная живопись. Среди ранних школ инд.
миниатюры известна гуд-жаратская школа (11-16 вв.). Будучи гл. обр.
иллюстрациями религ. книг джайнов, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным,
стилизованным изображением человеческих фигур, локальными красками. В 16
в. возникла мо-голъская школа миниатюры, в к-рой проявилось стремление
к достоверности изображения, контрастирующее с традиционной плоскостностью
и декоративизмом; распространение получили иллюстрирование исторических
трактатов, портретный и анималистический жанры.


Многие традиции
могольской школы миниатюры восприняла деканская школа, процветавшая в 16-17
вв. С сер. 16 в. развивается школа миниатюры Раджастхана, а позже школа
Пахари (условно объединяемые нек-рыми исследователями в раджпутскую
школу
миниатюры). Рели-гиозно-мифологич. по тематике миниатюры обеих
школ (более условные, чем мо-гольские) отличаются звучным колоритом, изящным
линейным ритмом, лирич. проникновенностью.


В период англ.
колон. господства (18 в. -1947) в И. проникает влияние европ. культуры,
а национальная приходит в упадок. Стали быстро расти портовые города Калькутта,
Мадрас, Бомбей, где уже с 17 в. англичане воздвигали свои форты, доки и
христ. церкви. Возникают новые города - центры развивающейся пром-сти,
а с ними и новые для И. типы сооружений: заводы, ж.-д. вокзалы, муниципалитеты.
Вновь создаваемые города делились на кварталы: европ. - благоустроенные,
с административными зданиями, особняками и парками, и инд. - с хаотич.
застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов. Образец градостроительства
колон. периода - Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.), геометрически
правильно распланированные улицы к-рого застроены гл.обр. особняками и
правительств. зданиями. С 18 до сер. 19 вв. в архитектуре административных,
деловых зданий, частных резиденций преобладают формы англ, классицизма,
а затем - неоготики. В полосу глубокого кризиса в колон, период вступило
изобразит, иск-во И., постепенно утрачивающее свои древние традиции. Формированию
нового проф. иск-ва способствовали основанные в 1850-х гг. несколько художеств,
школ с европ. системой обучения. Среди проф. художников 2-й пол. 19 в.
широко известен Р. Варма, обратившийся в своих жанровых картинах, выполненных
в духе зап.-европ. академизма, к изображению жизни инд. народа.


В последней
четв. 19- нач. 20 вв., с развитием нац.-освободит, движения и пробуждением
интереса к нац. культуре, в архитектуре И. распространяется стилизация
под традиц. формы инд. зодчества (ун-т в Хайдарабаде, 1918). На рубеже
19-20 вв. группа инд. художников во главе с А. Тагором и искусствоведом
Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению - -"Бенгальскому Возрождению",
к-рое ставило своей целью создать на основе старых традиций инд. стенных
росписей и миниатюры (гл. обр. могольской), а также кит. и япон. живописи
новое нац. иск-во. Сцены сел. жизни и мифологич. композиции мастеров "Бенгальского
Возрождения" ( Н. Боса, С. Гупты, С. Укила и др.) отличались лирической
тонкостью, игрой стилизованных линий, но были далеки от проблем совр. жизни,
почему возможности самого "Бенгальского Возрождения" оказались быстро исчерпанными.
Вместе с тем оно оживило художеств, жизнь И., пробудило интерес к её культурным
традициям и оказало сильное влияние на дальнейшие пути инд. иск-ва. В 20-е
гг. очагом нового течения в иск-ве И., основывающегося на принципе сочетания
традиций инд. иск-ва и отд. достижений" новейших зап. направлений, стала
художеств, школа в Шантиникетоне (близ Калькутты). С последней были связаны
художники Г. Тагор и др. В 30-40-е гг. выступили художники А. Шер-Гил (к-рая
в своих произв., посвященных жизни инд. народа, органически соединила традиции
живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рой (опиравшийся в своём творчестве
на традиции бенг. лубка). В
те же годы выступают и крупнейшие представители реалистич. направления:
живописец А. Бос, скульптор и живописец Д. П. Рой Чоудхури, скульптор В.П.
Кармаркар, творчество к-рых с новой силой раскрылось в 1950-е гг.


Храмовый комплекс
в Чидамбараме 10-16 вв.


С завоеванием
независимости в И. развернулось грандиозное по масштабам стр-во, связанное
гл. обр. с индустриализацией страны. В 1950-60-е гг. с помощью сов. и др.
иностр. специалистов возводились гидроэнергетич. комплексы (крупнейший
- Бхакра-Нангал), металлургические комбинаты (в Бхилаи, 1-я
очередь - 1956-61, 2-я - с 1962), машиностроит. з-ды (в Ранчи, 1961-63).
Вокруг крупных производств, предприятий возникают города и посёлки. Так,
за 1950-1960-е гг. выросло ок. 500 новых городов с регулярной планировкой
улиц, застроенных различными по комфорту малоэтажными домами с внутренними
дворами и садами (Гандидам, с 1948, арх. О. Кёнигсбергер; Чандигарх,
1951-56,
группа инд. и иностр. архитекторов во главе с Ле Корбюзье; Бхилаи, с 1963,
группа инд. архитекторов). Растут старые города (Дели, Калькутта, Бомбей,
Мадрас), застраиваемые 4-5-этажными жилыми домами в новых р-нах и 12- 20-этажными
башенными общественными зданиями в центре. На окраинах большинства городов
продолжают тесниться лачуги рабочих и городской бедноты. Жилые и общественные
здания в крупных городах сооружаются в духе эклектики, в формах совр. зап.-европ.
стилей (гл. обр. функционализма',
банк в Калькутте, 1969, арх. А.
Гупта), а также в стиле, сочетающем традиц. и совр. строит, материалы,
технич. приёмы и объёмно-пространств. решения (Музей Ганди, 1960-63, арх.
Ч. Корреа, Ин-т индологии, 1960-63, арх. Б. Доши и др., оба - в Ахмадаба-де;
Технологич. ин-т в Канпуре, 1963, арх. А. Канвинде). В мелких провинциальных
городах и деревнях стр-во осуществляется, как правило, в местных традициях
нар. зодчества, отличающихся необычайным разнообразием. Вместе с тем типичным
для жилища всех р-нов И. является расположение помещений вокруг внутр.
открытого дворика.


В изобразит,
иск-ве независимой И. существует ми. течений и школ. Традиции "Бенгальского
Возрождения" продолжают художники Б. У кил и др. Реалистич. направление
представляют: скульптор и живописец С. Кхастгир, график X. Дас и др. Принципа
сочетания традиций инд. иск-ва и европ. 20 в. придерживаются в своём творчестве
живописцы и графики К. К. Хеббар, Ш. Чав-да, С. Мукерджи, С. Гуджрал, скульпторы
Ч. Кар, П. Д. Гупта и др. С рубежа 1950-60-х гг. в И. усиливаются течения,
подражающие зап. модернизму (абстракционизму, "поп-арту"). На этот путь
встали художники М. Ф. Хусейн, Ш. Чавда, С. Гуджрал, Ч. Кар и мн. др. В
декоративно-прикладном иск-ве совр. И. интенсивно развиваются мн. древнейшие
виды кустарного произ-ва: ткачество, резьба по дереву, кости и камню, обработка
металла, изготовление лаков, гончарное произ-во.


Илл. см. на
вклейках - к стр. 224-225 и табл IX, X (стр. 208-209).


1. Ароматница
с филигранью. 20 в. 2. Резная пороховница из слоновой кости. 18 в. 3. Сосуд
из тёмного сплава с насечкой серебром из Бидара. 20 в. 4. Набойка. Хлопчатобумажная
ткань. Бенгалия. 18-19 вв. 5. Тарелка с лаковой росписью. 20 в. 6. Кашмирская
шерстяная шаль. 18 в. (1-3, 5,6 - Музей искусства народов Востока, Москва.)


Лиги.: Гусева
Н. Р., Современное декоративно-прикладное искусство Индии, М., 1964; Короцкая
А. А., Архитектура Индии раннего средневековья, М., 1964; Прокофьев О.,
Искусство Индии, М., 1964; Короцкая А. А., Сокровища индийского искусства,
М., 1966; её же, Архитектура, в сб.: Культура современной Индии, М., 1966;
Т ю л я е в С. И., Искусство Индии, М., 1968; Сидорова В. С., Скульптура
древней Индии, М., 1971; С о о-maraswamy А. К., A history of Indian and
Indonesian art, L. - N. Y., 1927; Brown P., Indian architecture, v. 1 -
2, Bombay, 1942, 3 ed., Bombay, 1956; К а г С., Classical Indian sculpture,
L., 1950; D i-m a n d M-, Indian miniature painting, Bombay, 1960; Rao
Ramachandra P. R., Contemporary Indian art, Hyderabad, [1969]. А. А.
Короцкая.

XV. Музыка


Народы И.-
носители древнейшей, глубоко самобытной муз. культуры; её истоки в нар.
и культовых обрядах, связанных с разнообразной трудовой и духовной деятельностью
народа. В И. рождение музыки традиционно связывают с одним из наиболее
ранних лит. памятников "Самавсдой" (2-е тыс. до н. э.), в к-ром собраны
гимны-заклинания, исполнявшиеся нараспев при обрядах жертвоприношений.
Трактат по театру, музыке и танцу "Натьяшастра" (1-е вв. н. э.) даёт основание
считать, что задолго до его создания индийцы обладали высокоразвитой муз.
системой, глубоко своеобразной и оригинальной.


Для инд. музыки
характерна импровизация. Любое произв., как инструментальное, так и вокальное,
импровизируется на основе одного из традиционных ладо-ритмических построений
- раги. В инд. музыке применяется семь гл. тонов, соответствующих европ.
семизвучной гамме. Помимо главных тонов, различаются звуки, образующие
интервалы менее полутона, благодаря чему октава оказывается разделённой
на 22 неравных интервала, или шрути (от слова "слышать, различать"). 12
из них формируют рагу, к-рая состоит из пяти, шести или семи звуков (остальные
вводятся в импровизацию по мере разработки муз. темы). Рага - одно из основных
понятий инд. муз. эстетики; каждая глубоко осмыслена, опоэтизирована, несёт
в себе конкретный художеств, образ. Так, рага-васанта символизирует весну,
рага-камала - лотос, рага-мегха - тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется
с состоянием покоя, рага-шрингара - с чувством любви, рага-хасья - с весельем
и т. д. Исполнение par приурочивается к определённому времени суток или
года (мелодии утренние, вечерние, полуденные).


Классич. муз.
композиция строится в трёхчастной форме: она открывается алапой - медленным,
проникновенным изложением темы, её сменяют сложные мелодико-ритмич. вариации,
сопровождающиеся аккомпанементом ударных инструментов, и заключает гата
- сложные мелодич. варианты темы с изысканной орнаментикой. Сочинённые
по такому образцу композиции - крупные произв., исполнение к-рых длится
часами. Ритм- один из наиболее ярких элементов инд. музыки. Она по своей
природе одноголосна, поэтому роль ритма в создании и развитии муз. образа
особенно значительна.


После основания
в И. выходцами из Передней и Средней Азии (мусульманами по религии) феод,
империй инд. муз. культура вступила в тесное соприкосновение с муз. наследием
мусульм. Востока. В результате возник новый муз. стиль, синтезировавший
традиционное иск-во индусов и мусульман (за ним закрепилось назв. североиндийского,
или хиндустани, в отличие от южноиндийского, или кар-натского). Из большого
числа вокальных стилей наиболее популярны: дхурупад (истоки в древних храмовых
песнопениях, имеет четырёхчастную форму: сгхаи, ангара, сантара и авход)
и кхиял (более поздний, возникший в результате соединения дхурупада с перс,
музыкой); подвижная, богато орнаментированная композиция из двух частей
- стхаи и антара. Широко распространены также тхумри - изящная лирич. песня
о радостях и горестях земной любви, таппа - лирич. произв., содержащее
в своей основе выразительные нар. песни Пенджаба; бхаджан и киртан, близкие
образцам нар. музыки Бенгалии.


Хотя проф.
музыка ведёт своё начало от фольклорных образцов, жанры классической и
народной музыки существенно различны. Нар. песни разных районов наделены
локальными особенностями, им< свойственны естественная, задушевная
интонация, характерная социальная окраска.


С нач. 20 в.
под влиянием роста нац.-освободительной борьбы среди инд. музыкантов усиливается
интерес к нац. фольклористике. Эта увлечённость особенно проявилась в творчестве
выдающегося обществ, деятеля, драматурга, поэта и музыканта Р. Тагора и
нашла многочисл. последователей.


После достижения
И. независимости появилась новая возможность развития муз. культуры. Созданы
Академия музыки, танца и драмы ("Сангит натак академи", 1953), Нац. оркестр
Всеиндийского радио (1952), хоровые коллективы при радиоцентрах Дели, Бомбея
и др. городов, постоянные печатные органы. С 1954 проводятся конференции
инд. песни ("Сангит самелян"), дискуссии и симпозиумы по проблемам муз.
творчества - симфонизма, гармонизации нац. музыки, осуществляются реформы
муз. образования, нотации и др.


Музыка инд.
кино - одно из новых явлений муз. культурной жизни совр. И. С ней ассоциируется
понятие совр. лёгкой инд. музыки. Гл. её особенностью является синтез вост.
и зап. образцов муз. иск-ва. Среди ведущих композиторов этого направления
- А. Бисвас (фильмы "Мунна", "Утешительница Хамдард" и др.), Н. Али ("Байджу
Бавра", "Дндар" и др.) и др. композиторы.


Инд. муз. театр
(см. также раздел Театр), бытующий с глубокой древности, представлен разнообразными
формами синтетич. характера, вобравшими в себя, помимо муз. выразит, средств,
танец, пантомиму и слово. Наиболее значит, из них: джатра, тамаша и
якшагана.
Во время нар. и нац. праздников формируются труппы, к-рые разыгрывают
муз.-танц. представления. В 50 -нач. 70-х гг. успешно ведутся эксперименты
в области поисков новых форм нац. муз. театра. Его репертуар пополняется
новыми интересными работами композиторов Анила Бисваса, Шилы Вате, Бахадура
Хусейна Хана, Гуляма Хайдара, Рави Шанкара и др.


Лит.: Синявер
Л., Музыка Индии, М., 1958; Культура современной Индии, М., 1966; Мukегji
D. P., Indian music. An introduction, [Bombay, 1945]; Danielou A., Northern
Indian music, v. 1 - 2, [L. - Calcutta], 1949-54; Sambamoor-t h у P., South
Indian music, 5 ed., v. 1 - 5, Madras, 1951 - 56; Sanyal A. N..Ragas and
Ragiuis, Bombay, [1959]. М. П. Бабкина.
XVI. Театр


Hap. театральные
представления зародились в глубокой древности и ведут своё начало от разнообразных
обрядов, игр и танцев племён. Мн. формы нар. театра Дошли до нашего времени
(возможно, в мало изменённом виде).


Сценич. воплощение
древних эпич. поэм "Рамаяны", "Махабхараты"- основа большинства
нар. театр, представлений. Спектакли инд. театра, где многие перипетии
сюжета не только разыгрываются актёрами, но и рассказываются, не нуждаются
в специальной сценич. площадке, декорациях, большом количестве аксессуаров.
Гл. внимание сосредоточено на исполнителе. В его арсенале: декламация,
танец, пантомима, пение и нередко иск-во циркового актёра. Одними из самых
ярких и выразит, средств традиционного театра являются многочисл. стили
и локальные разновидности танца, сформировавшие классич. школы нац. хореографии
(бхарат-натьям, катхакали, кат-хак, манипури). Хореографич. основу
подавляющего большинства театральных представлений юга И. формируют бхарат-натьям
(одна из древнейших форм, построена на лит. сюжете, связана с культом бога
Шивы) и катхакали, севера - катхак и манипури. Несмотря на различия в специфике
структуры, внутр. организации и стиля каждой из классич. школ, инд. хореографии
присущи сочетание танца с песней, высокотехнич. пантомима, развитое драматич.
иск-во. Многообразие форм и вариантов нар. театра сохраняет свою синтетич.
природу, к-рая остаётся неизменной.


Наиболее популярные
формы нар. зрелищ сев. части И. - рамлила и криш-налила, разыгрываемые
в дни нац. и религ. праздников в течение 14 дней (иногда и более месяца).
Исполняют их любители на гор. или деревенских площадях. Постановка осуществляется,
как правило, одним лицом, наиболее опытным и профессионально подготовленным.
В основе сюжетов рамлилы и кришналилы лежат различные эпизоды из жизни
эпических героев - Рамы и Кришны; между сценами исполняются бытовые интермедии
- шомы, не имеющие прямой связи с сюжетом.


В зап. части
Бенгалии и Ориссе известно представление джатра. Спектакль начинается
обращением к зрителю гл. певца-бибека, к-рый затем комментирует происходящее
на сцене. Действие сопровождают хор и небольшой оркестр. Филигранно разработанной
системой жестов, строго канонизированным для каждого персонажа сложным
гримом и костюмом обладает и др. театральное представление Юж. Индии -
якшагана.


Нар. театр
представлен в др. районах И. - тамаша (Махараштра), джаши (Кашмир), сванги
(Раджастхан) и др.


Нар. театральные
формы оказали большое влияние на классич. инд. театр, к-рый формировался
в И. в течение 5- 1 вв. до н. э. В древнеинд. трактате "Натьяшастре" (1-е
вв. н. э.) детально разработаны вопросы драматургии, актёрского иск-ва,
архитектуры театральных помещений. В основу эстетики классич. театра положено
учение об эмоции (раса) и её сценич. воплощении (бхава). Правила актёрского
иск-ва строго канонизируются, критерием исполнит, мастерства становится
их совершенное выполнение. Содержание классич. драмы связано с богатейшей
сокровищницей нар. мифотворчества. Гл. действующие лица драмы - боги, святые,
мудрецы, правители, высокопоставленные придворные. Древние трактаты по
иск-ву театра запрещают воспроизводить на сцене социальные конфликты и
трагедийные ситуации (бунт народа, осаду города, свержение власти правителя,
смерть героя и др.).


Расцвет классич.
инд. драмы и театра связан с творчеством в 4-6 вв. Бхасы, Калидасы и Шудраки.
Пьесы крупнейших драматургов И., выходя из традиц. рамок, показали жизнь
древней И. во всём её многообразии.


Глубокий социальный
кризис, а также захват власти мусульм. династиями, практически наложившими
религ. запрет на театр, привели классич. драму к упадку. В 12-13 вв. наблюдается
её полное исчезновение. Театр, иск-во И., его самобытные нац. традиции
продолжали, однако, своё развитие в нар. творчестве.


Во 2-й пол.
19 в. бурный рост нац.-освободит, движения и нац. самосознания пробуждает
к жизни театр европ. типа, драматургию на новоиндийских яз. - бенгали,
хинди, маратхи и др. Одной из первых была труппа бенг. артистов (создана
ещё в 1795 в Калькутте рус. учёным Г. С. Лебедевым). В 1872 бенг. драматург
Г. Гхош основал Нац. театр, оказавший большое воздействие на широкие круги
инд. обществен-ности. На яз. хинди, маратхи и др. получила развитие социальная
драма. Призыв к борьбе за освобождение от колон, гнёта, резкая критика
порядков, установленных в стране англ, колон, администрацией, огромный
обществ, резонанс деятельности театра Гхоша побудили англичан издать в
1876 Закон о драматич. представлениях, вводивший жёсткую полицейскую цензуру.


В 40-х гг.
20 в.театральная жизнь страны значит, активизируется. Возникли проф. и
любительские театральные коллективы, призывающие к борьбе за освобождение
от гнёта колониализма. Ассоциация нар. театров (осн. в 1943) объединила
мн. прогрессивные театральные коллективы и организации И. В нач. 50-х гг.
получили известность труппа танцовщика и хореографа У. Шанкара, "Малый
балет" (организован в 1952 Ш. Бардха-ном) и др.


После достижения
независимости возрождается нац. культура, в т. ч. и театральное иск-во.
Важное значение имело открытие в 1953 Академии музыки, танца и драмы, к-рая
имеет сеть филиалов и организаций во всех штатах. Наиболее известные театры
страны в Калькутте - "Бахурупи", "Минерва", "Стар", "Рангмахал", Театральный
центр и др. Постоянные театры имеются также в Дели, Илахабаде, Мадрасе,
Бомбее, Варанаси, Пуне. В 60-е гг. насчитывалось св. 30 проф. театральных
коллективов. В 1959 в Дели при Академии музыки, танца и драмы открыта первая
гос. театр, школа, там же имеется Инд. центр иск-ва (создан в 1958).


Театральная
жизнь нач. 70-х гг. характеризуется стремлением к синтезу традиц. нац.
театра с формами и методами запад-ноевроп. театров, а также созданием новых
проф. трупп. В 1971 только в Бомбее работало 22 проф. коллектива. Из числа
вновь созданных наиболее популярны: Новый театр (Дачи), "Тарун опера" (Калькутта;
в репертуаре спектакль по книге "Десять дней, которые потрясли мир" Дж.
Рида - "Ленин - джатра"), "Драматик Винт" (Бомбей) и др.


Театр кукол
- один из самых древних видов театральных представлений. В совр. И. наиболее
популярны театр марионеток (шт. Раджастхан, Орисса), теневой театр (шт.
Андхра, Керала, Орисса)и театр перчаточных кукол (Орисса, Уттар-Прадеш).


Илл. см. на
вклейке, табл. XI (стр. 208-209).


Лит.: ДраматургияитеатрИндии,
сб. ст., М., 1961; Gupta Chandra Bhan, The Indian theatre, Banaras, 1954;
Gargi Вa1want, Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Benegal S., A panorama
of theatre in India, [New Delhi, 1968]. М. П. Бабкина.
XVII. Кино


Производство
фильмов в И. началось в 1913 ("Раджа Харишчандра", реж. Д. Г. Пхалке).
В 20-е гг. экспансия запад-ноевроп. и особенно амер. кино тормозила развитие
инд. кинематографии. Выпускались гл. обр. коммерч. фильмы на мифологич.
сюжеты, а также мелодрамы и псевдоисторические фильмы. В 1931 поставлена
первая звуковая кинокартина "Алам Ара" (реж. А. Ирани). В 30-е гг., в период
оживления нац.-освободит, движения, были выпущены фильмы, в к-рых содержались
передовые социальные тенденции,- "Девдас" (1935, реж. П, С. Баруа), "Не
ждали" (1936), "Соседи" (1939) (реж. обоих фильмов В. Шантарам) и др. Во
2-й пол. 40-х гг., особенно после завоевания И. независимости (1947), появилась
возможность создания нац. кинематографии. В 1947 был организован Отдел
кинематографии при Мин-ве информации и радиовещания. Появились первые фильмы,
реалистически отражавшие жизнь народа - "Дети земли" (1946, реж. X. А.
Аббас), "Обездоленные" (1949, реж. Н. Гхош). Ряд кинокартин,выпущенных
в 50-е гг., также посвящён важным социальным проблемам современности, в
т. ч. "Спутник" (1953, реж. Аббас), "Два бигха земли" (1953, реж. Б. Рой)
о борьбе обездоленных крестьян за свои права на землю, в нек-рой мере -
фильм "Бродяга" (1951, реж. Р. Капур). Кинотрилогия реж. С. Рея "Песнь
дороги" (1955), "Непобеждённые" (1957), "Мир Any" (1959) стала заметным
явлением не только инд., но и мирового киноискусства.


В 1959 вышел
первый панорамный фильм "Бумажные цветы" (реж. Г. Датт). Новое решение
острой социальной проблемы - возможности брака между членами разных каст
- характерно для фильмов "Чеммин" (1966, реж. Р. Ко-риат), "Канку" (1969,
реж. К. Ратод). В киноленте "Тихая река Кришна" (1968, реж. М. Падхак)
показано столкновение руководителей сел. общины с реакц. землевладельцами,
в фильме "Сагина Маха-то" (1970, реж. Т. Синх) - рост инд. нац.-освободит,
движения в нач. 40-х гг. Для инд. фильмов характерно детальное изображение
быта и нравов, неторопливое развитие действия. Значит, место в кинопродукции
И. занимают муз. фильмы, часто на ист. сюжеты: во мн. из них чрезмерно
большое внимание уделяется песням и танцам, не имеющим отношения к содержанию
кинокартины. Выпускаются документальные фильмы, всесторонне отражающие
жизнь страны. В 1960 открыт Ин-т кинематографии в в Пуне, курсы при этом
ин-те готовят режиссёров, сценаристов, операторов и специалистов по звукозаписи.
В 1964 создан Нац. киноархив (г. Пуна). Ежегодно (с 1954) проводится Всеинд.
кинофестиваль в Бомбее. Издаются журналы: "Filmindia" (с 1935), "Filmfare"
(с 1952), "Indian Film" (с 1959), "Mirror" (с 1963) и др. Среди известных
киноактёров: Б. Сахни, Д.
Ананд, Д. Кумари Характерные обитатели коралловых рифов: мадрепоровые кораллы:
1 - поритес, 7 - мозговик, 9, 14, 21 - ветвистые кораллы Асгорога, 17 -
лобофеллия, 39 - фунгия; 2, 8 - горгоновые кораллы; 22 - водоросль галимеда;
24 - трубчатый червь серпула; моллюски: 28 - тридакна, 32 - осьминог Octopus
pictus, 34 - мурекс, 36 - каури, 37 - рог тритона, 38 - элизия, 40 - конус;
ракообразные: 19 - креветка стенопус, 30 - рак-отшельник Dardanus, 31 -
краб Atergates; иглокожие: 23 - голотурия Cucumaria tricolor, 18, 25, 35
- морские звёзды линкия (18), ореастер (25) и терновый венец Acanthaster
(35), 33 - офиура Ophiotrichoides, 20, 29 - морские ежи гетероцентротус
(20) и диадема (29); рыбы: 3, 11, 16 - разные виды рыб-бабочек рода Chaetodon,
4 - рогатый занкл, 5 - вымпельный щетинозуб Heniochus, 6 - рыба-единорог
Osbeckia, 10 -пи-гоплит, 12 - ринекант, 13 - рыба-хирург Acanthurus, 15
- Никобарский голакант, 26 - амфиприон, 27 - хромис.


Характерные
представители фауны Индо-Малайской области: 1 - шерстокрыл; 2 - летучая
лисица; 3 - гиббон лар; 4 - орангутан; 5 - короткохвостая нектарница; 6
- тупайя тана; 7 - парусник Виктории; 8 - летающая лягушка; 9 - долгопят;
10 - четырёхрогая антилопа; 11 - индийская гигантская белка; 12 - павлин;
13 - гарпия; 14 - птица-носорог; 15 - зимородок гуриал; 16 - фазан аргус;
17 - карликовый буйвол; 18 - гимнура; 19 - малайский медведь; 20 -антилопа
нильгау; 21 - дымчатый леопард; 22 - замбар; 23 - банкивский петух; 24
- малайская виверра; 25 - индийский тапир; 26 - бантенг; 27 - индийский
слон; 28 - кобра; 29 - полосатый варан; 30 - гавиал; 31 - индийский носорог;
32 - речной дельфин гангский сусук.


Р. Капур, Наргис,
С. Сен, М. Кумари, Б. Ран, В. Рахман, Ш. Тагор, Ш. Капур. Выпускается (1971)
св. 400 фильмов в год - на хинди, бенгали, маратхи и др. языках народов
И. Работает (1971) св. 7 тыс. кинотеатров.


Илл. см. на
вклейке, табл. XI (стр. 208-209).


Лит.: Гарга
Б. Д.. Гарги Б., Кино Индии, пер. с англ., М., 1956; Панна Шах, Индийское
кино, пер. с англ., М., 1956; Колодяжная В. С., Кино Индии, М., 1959; Индийскому
кино 55 лет, "Индия", 1970, №1; Малик А., Индийское кино, там же, 1970,
№ 3. В. С. Колодяжная.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я