ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН третий по величине океан на Земле (после Тихого и Атлантического).
Расположен б. ч. в Юж. полушарии, между Азией на С., Африкой на 3., Австралией
на В. и Антарктидой на Ю. Соединяется на Ю.-З. с Атлантич. ок., на В. и
Ю.-В. - с Тихим ок. Площадь И. о. с морями 74 917 тыс. км2,
ср.
глуб. 3897 м, ср. объём воды 291 945 тыс. км3(без
морей соответственно: 73 442,7 тыс. км2, 3963
м и
291 030 тыс. кл3).

Физико-географический
очерк. И. о. имеет наименьшее кол-во морей по сравнению с др. океанами.
В сев. части расположены наиболее крупные моря: средиземные - Красное м.
и Персидский зал., полузамкнутое Андаманское м. и окраинное Аравийское
м.; в вост. части - Арафурское и Тиморское моря.


Острова. Островов
сравнительно мало. Наиболее крупные из них материкового происхождения и
находятся вблизи берегов: Мадагаскар, Шри Ланка, Сокотра. В открытой части
океана встречаются вулканич. острова - Маскаренские, Крозе, Принс-Эдуард
и др. В тропич. широтах на вулканич. конусах возвышаются коралловые острова
- Мальдивские, Лаккадивские, Чагос, Кокосовые, большинство Андаманских
и др.


Берега на С.-З.
и В. коренные, на С.-В. и 3. преобладают наносные. Береговая линия изрезана
слабо, за исключением сев. части И. о. Здесь расположены почти все моря
и крупные заливы (Аденский, Оманский, Бенгальский). В юж. части находятся
залив Карпентария, Б. Австралийский зал. и заливы Спенсер, Сент-Винсент
и др.


Рельеф и геологич.
строение дна. Вдоль берегов протягивается узкая (до 100 км) материковаяотмель
(шельф), внешний край к-ройимеет глуб. 50-200 л (лишь у Антарктиды и сев.-зап.
Австралии до 300-500 м). Материковый склон представляет собой крутой
(до 10-30°) уступ, местами расчленённый подводными долинами рек Инд, Ганг
и др. В сев.-вост. части океана расположена Зондская островная дуга и сопряжённый
с ней Зондский жёлоб, к к-рому приурочены макс, глубины (до 7130 м).
Хребтами, горами и валами ложе И. о. разделено на ряд котловин, наиболее
значительные из к-рых Аравийская котловина, Западно-Австралийская котловина,
Африканско-Антар-ктическая котловина.
Дно этих котловин образуют аккумулятивные
и холмистые равнины; первые находятся близ материков в районах с обильным
поступлением осадочного материала, вторые - в центр, части океана. Среди
многочисл. хребтов ложа прямолинейностью и длиной (ок. 5000 км) выделяется
меридиональный Вост.-Индийский хр., соединяющийся на Ю. с широтным Зап.-Австралийским
хр.; крупные меридиональные хребты протягиваются к Ю. от п-ова Индостан
и о. Мадагаскар. Широко представлены на ложе океана вулканы (г. Бардина,
г. Щербакова, г. Лена и др.), к-рые местами образуют крупные массивы (к
С. от Мадагаскара) и цепи (к В. от Кокосовых о-вов). Срединно-океанич.
хребты - горная система, состоящая из трёх ветвей, расходящихся из центр,
части океана на
С. (Аравийско-Индийский хр.), Ю.-З. (Зап.-Индийский и Африканско-Антарк-тич.
хр.) и Ю.-В. (Центральноиндий-ский хр. и Австрало-Антарктич. поднятие).
Эта система имеет шир. 400-800 км, вые. 2-3 км и наиболее
расчленена осевой (рифтовой) зоной с глубокими долинами и окаймляющими
их рифтовыми горами; характерны поперечные разломы, вдоль к-рых отмечаются
горизонтальные смещения дна до 400 км. Австрало-Антарктич. поднятие,
в отличие от срединных хребтов, представляет собой более пологий вал вые.
1 км и шир. до 1500 км.


Донные осадки
И.о. имеют наибольшую мощность (до 3-4 км) у подножия материковых
склонов; в середине океана - малую (ок. 100л) мощность и в местах распространения
расчленённого рельефа - прерывистое распространение. Наиболее широко представлены
фораминиферовые (на материковых склонах, хребтах и на дне большинства котловин
на глуб. до 4700 м), диатомовые (южнее 50° ю. ш.), радиоляриевые
(близ экватора) и коралловые осадки. Полигенные осадки - красные глубоководные
глины - распространены южнее экватора на глуб. 4,5-6 км и более.
Терригенные осадки - у берегов материков. Хемогенные осадки представлены
главным образом железо-марганцевыми конкрециями, а рифтоген-ные - продуктами
разрушения глубинных пород. Выходы коренных пород наиболее часто встречаются
на материковых склонах (осадочные и метаморфич. породы), горах (базальты)
и срединно-океа-нич. хребтах, где, помимо базальтов, обнаружены серпентиниты,
перидотиты, представляющие малоизменённое вещество верхней мантии Земли.


Для И. о. характерно
преобладание стабильных тектонич. структур как на ложе (талассократоны),
так и по периферии (материковые платформы); активные развивающиеся структуры
- совр. геосинклинали (Зондская дуга) и георифтогенали (срединно-океанич.
хр.) - занимают меньшие площади и находят продолжение в соответствующих
структурах Индокитая и рифтах Вост. Африки. Эти основные макроструктуры,
резко отличающиеся по морфологии, строению земной коры, сейсмич. активности,
вулканизму, подразделяются на более мелкие структуры: плиты, обычно соответствующие
дну океанич. котловин, глыбовые хребты, вулканич. хребты, местами увенчанные
коралловыми островами и банками (Чагос, Мальдивские и др.), желоба-разломы
(Чагос, Оби и др.), часто приуроченные к подножию глыбовых хребтов (Вост.-Индийскому,
Зап.-Австралийскому, Мальдивскому и др.), зоны разломов, тектонические
уступы. Среди структур ложа И. о. особое место (по наличию материковых
пород - гранитов Сейшельских о-вов и материковому типу земной коры) занимает
сев. часть Маскаргнского хр. - структура, являющаяся, по-видимому, частью
древнего материка Гондваны.


Полезные ископаемые:
на шельфах - нефть и газ (особенно Персидский зал.), монацитовые пески
(прибрежный р-н Юго-Зап. Индии) и др.; в рифтовых зонах - руды хрома, железа,
марганца, меди и др.; на ложе - огромные скопления железо-марганцевых конкреций.


О гипотезах
происхождения И. о. см. в ст. Океан. В. ф. Канаев.


Климат сев.
части И. о. муссонный; летом, когда над Азией развивается область пониженного
давления, здесь господствуют юго-зап. потоки экваториального воздуха, зимой
- сев.-вост. потоки тропич. воздуха. Южнее 8-10° ю. ш. атм. циркуляция
отличается гораздо большим постоянством; здесь в тропич. (летом и в субтропич.)
широтах господствуют устойчивые юго-вост. пассатные ветры, а в умеренных
широтах - перемещающиеся с 3. на В. внетропич. циклоны. В тропических широтах
в зап. части летом и осенью бывают ураганы. Ср. темп-pa воздуха в сев.
части океана летом составляет 25-27 °С, у берегов Африки - до 23 "С. В
юж. части она понижается летом до 20-25 °С на 30° ю. ш., до 5-6 °С на 50°
ю. ш. и ниже О °С южнее 60° ю. ш. Зимой темп-pa воздуха изменяется от 27,5°С
у экватора до 20 °С в сев. части, до 15 °С на 30° ю. ш., до 0 -5 °С на
50° ю. ш. и ниже О °С южнее 55-60° ю. ш. При этом в юж. субтропич. широтах
круглый год темп-ра на 3. под влиянием тёплого Мадагаскар-ского течения
на 3-6 °С выше, чем на В., где существует холодное Западно-Австралийское
течение. Облачность в мус-сонной сев. части И. о. зимой 10-30%, летом до
60-70% . Летом здесь наблюдается и наибольшее кол-во осадков. Ср. годовая
сумма осадков на В. Аравийского м. и Бенгальского зал. более 3000 мм,
у
экватора 2000-3000 мм, на 3. Аравийского м. до 100 .мл. В юж. части
океана ср. годовая облачность 40-50%, южнее 40° ю. ш. - до 80%. Ср. годовое
кол-во осадков в субтропиках 500 мм на В., 1000мм
на 3.,
в умеренных широтах более 1000 мм, у Антарктиды понижается до 250
мм.


Гидрологический
режим. Циркуляция поверхностных вод в сев. части океана имеет муссонный
характер: летом - сев.-вост. и вост. течения, зимой - юго-зап. и зап. течения.
В зимние месяцы между 3° и 8° ю. ш. развивается Межпассатное (экваториальное)
противотечение. В юж. части И. о. Циркуляция вод образует антициклональный
круговорот, к-рый формируется из тёплых течений - Южного Пассатного на
С., Ма-дагаскарского и Игольного на 3. и холодных - течения Западных Ветров
на Ю. и Зап.-Австралийского на В. Южнее 55° ю. ш. развиваются неск. слабых
цикло-нальных круговоротов вод, у берегов Антарктиды замыкающихся вост.
течением.


В тепловом
балансе преобладает положительная составляющая: между 10° и 20° с. ш. 3,7-6,5
Гдж1(м2-год)
[88-156 ккалКсм*• год)]; между 0° и 10° ю. ш. 1,0-1,8 Гдж/(м2-год)
[25- 43 ккал/(см2 • год)]; между 30° и 40° ю. ш.
- 0,67-0,38 Гдж1(м2-год)
[от -16 до 9 ккал/(см2
год)];
между 40" и 50° ю. ш. 2,34-3,ЗГдж/(м2-год) [56-
80 ккал/(см2• год)]; южнее 50° ю. ш. от -1,0 до-3,6 ГджЦм'-год)
[от-24 до -86 ккал[(см2-год)]. В расходной части
теплового баланса севернее 50° ю. ш. осн. роль принадлежит затрате тепла
на испарение, а южнее 50° ю. ш. - теплообмену океана с атмосферой.


Темп-pa воды
на поверхности достигает максимума (более 29 °С) в мае в сев. части океана.
Летом Сев. полушария она составляет здесь 27-28 °С и только у берегов Африки
уменьшается до 22-23 °С под влиянием выхода на поверхность холодных вод
с глубин. У экватора темп-pa равна 26-28 °С и уменьшается до 16-20 °С на
30° ю. ш., до 3-5 °С на 50° ю. ш. и ниже - 1 °С южнее 55°ю. ш. Зимой Сев.
полушария темп-pa на С. равна 23-25 °С, на экваторе 28°С, на 30° ю. ш.
21-25°С, на 50° ю. ш. от 5 до 9 "С, южнее 60° ю. ш. темп-ры отрицательны.
В субтропич. широтах круглый год на 3. темп-pa воды на 3-5 °С выше, чем
на В.


Солёность воды
зависит от водного баланса, к-рый складывается в среднем для поверхности
И. о. из испарения (-1380 мм/год), осадков (1000 мм/год) и
материкового стока (70 см/год). Осн. сток пресной воды дают реки
Юж. Азии (Ганг, Брахмапутра и др.) и Африки (Замбези, Лимпопо). Наибольшая
солёность отмечается в Персидском зал. (37-39°/оо), в Красном м. (41°/оп)
и в Аравийском м. (более 36,5°/оо). В Бенгальском зал. и Андаманском м.
она уменьшается до 32,0-33,0°/оо, в юж. тропиках - до 34,0-34,5°/оо. В
юж. субтропич. широтах солёность превышает 35,5°/оо (макс. 36,5°/оо летом,
36,0°/оо зимой), а южнее 40° ю. ш. понижается до 33,0-34,3°/оо- Наибольшая
плотность воды (1027) наблюдается в антарктич. широтах, наименьшая (1018,
1022) - в сев.-вост. части океана и в Бенгальском зал. В сев.-зап. части
И. о. плотность воды составляет 1024-10245. Содержание кислорода в поверхностном
слое воды увеличивается от 4,5 мл!л в сев. части И. о. до 7-8 мл/л
южнее
50° ю. ш. На глубинах 200-400 м содержание кислорода по абс. величине
значительно меньше и изменяется от 0,21-0,76 на С. до 2-4
мл/л на
Ю., на больших глубинах вновь постепенно увеличивается и в придонном слое
составляет 4,03-4,68 мм/л. Цвет воды преим. синий, в антарктич.
широтах голубой, местами с зеленоватыми оттенками.


Приливы в И.
о., как правило, невелики (у берегов открытого океана и на островах от
0,5 до 1,6 м), лишь в вершинах нек-рых заливов они достигают 5-7
м;
в Камбейском зал. 11,9л. Приливы имеют преим. полусуточный характер.


Льды образуются
в высоких широтах и выносятся ветрами и течениями вместе с айсбергами в
сев. направлении (до 55° ю. ш. в августе и до 65-68° ю. ш. в феврале).


Глубинная циркуляция
и вертикальная структура И. о. формируются водами, погружающимися в субтропич.
(подповерхностные воды) и антарктич. (промежуточные воды) зонах схождения
и вдоль материкового склона Антарктиды (придонные воды), а также поступающими
из Красного м. и Атлантич. ок. (глубинные воды). Подповерхностные воды
имеют на глуб. от 100-150 м до 400-500 м темп-ру 10-18°С,
солёность 35,0- 35,7°/оо, промежуточные воды занимают глуб. от 400-500
м
до 1000-1500 м, имеют темп-ру от 4 до 10°С, солёность 34,2-34,6°/оо;
глубинные воды на глуб. от 1000-1500 м до 3500л имеют темп-ру от
1,6 до 2,8°С, солёность 34,68-34,780/о„; придонные воды ниже
3500 м имеют на Ю. темп-ру от -0,07 до-0,24°С, солёность 34,67-34,69°/оо,
на С.- ок. 0,5°С и 34,69-34,77°/оо соответственно.

А. М. Муромцев.


Растительный
и животный мир. Вся акватория И. о. лежит в пределах тропич. и юж. умеренного
поясов. Для мелководий тропич. пояса характерны многочисл. 6- и 8-лучевые
кораллы, гидрокораллы, способные вместе с известковыми красными водорослями
создавать острова и атоллы. Среди мощных коралловых построек обитает богатейшая
фауна различных беспозвоночных (губки, черви, крабы, моллюски, морские
ежи, офиуры и морские звёзды), небольшие, но ярко окрашенные коралловые
рыбы. Большая часть побережий занята мангровыми зарослями, в к-рых выделяется
илистый прыгун - рыба, способная длительное время существовать в возд.
среде. Фауна и флора обсыхающих в отлив пляжей и скал количественно обеднена
в результате угнетающего действия солнечных лучей. В умеренном поясе жизнь
на таких участках побережий представлена намного богаче; здесь развиваются
густые заросли красных и бурых водорослей (ламинарии, фукусы, достигающие
огромных размеров макро-цистис), обильны разнообразные беспозвоночные.
Для открытых пространств И. о., особенно для поверхностного слоя толщи
воды (до 100 м), также характерна богатая флора. Из одноклеточных
планктонных водорослей преобладают несколько видов перединиевых и диатомовых
водорослей, а в Аравийском м.- синезе-лёные водоросли, часто вызывающие
при массовом развитии т. н. цветение воды. Осн. массу животных океана составляют
рачки-копеподы (более 100 видов), затем следуют крылоногие моллюски, медузы,
сифонофоры и др. беспозвоночные животные. Из одноклеточных характерны радиолярии;
многочисленны кальмары. Из рыб наиболее обильны неск. видов летучих рыб,
светящиеся анчоусы- миктофиды, корифены, крупные и мелкие тунцы, рыбы-парусники
и разнообразные акулы, ядовитые мор. змеи. Распространены мор. черепахи
и крупные мор. млекопитающие (дюгони, зубастые и беззубые киты, ластоногие).
Среди птиц наиболее характерны альбатросы и фрегаты, а также неск. видов
пингвинов, населяющих побережья Юж. Африки, Антарктиды и острова, лежащие
в умеренном поясе океана,

М. Е. Виноградов,
Ф. А. Пастернак.


История
исследования И.о. может быть разделена на 3 периода: от древних плаваний
до 1772; с 1772 до 1873 и с 1873 до наст, времени. Первый период характеризуется
изучением распределения вод океана и суши в этой части земного шара. Он
начался первыми плаваниями инд., егип. и финикийских мореплавателей, к-рые
за 3000-1000 лет до н. э. путешествовали по сев. части И. о., и окончился
плаванием Дж. Кука, в 1772-75 проникшего на Ю. до 71° ю. ш. Второй период
ознаменовался началом глубоководных исследований, впервые проведённых Куком
в 1772 и продолженных рус. и иностр. экспедициями. Гл. рус. экспедициями
были - О. Коцебу на "Рюрике" (1818) и Паллена на "Циклоне" (1858-59). Третий
период характеризуется комплексными океанографич. исследованиями. До 1960
они выполнялись на отд. судах.
Наиболее крупные работы были выполнены экспедициями на судах "Челлен-джер"
(англ.) в 1873-74, "Витязь" (рус.) в 1886, "Вальдивия" (нем.) в 1898-99
и "Гаусс" (нем.) в 1901-03, "Дискове-ри II" (англ.) в 1930-51, сов. экспедицией
на "Оби" в 1956-58 и др. В 1960-65 Межправительств, океанографич. экспедицией
при ЮНЕСКО была проведена междунар. Индоокеанская экспедиция, собравшая
новые ценные данные по гидрологии, гидрохимии, метеорологии, геологии,
геофизике и биологии И. о. В этой экспедиции активно участвовали сов. и
зарубежные учёные на исследовательских судах "Витязь", "А. И. Воейков",
"Ю. М. Шокальский", немагнитной шхуне "Заря" (СССР), "Наталь" (ЮАР), "Ди-амантина"
(Австралия), "Кистна" и "Ва-руна" (Индия), "Зулфиквар" (Пакистан).


Лит.: Зенкевич
Л. А., Фауна и биологическая продуктивность моря, т. 1, М., 1951; Муромцев
А. М., Основные черты гидрологии Индийского океана, Л., 1959; Рельеф Земли.
(Морфоструктура иморфоскульптура),
М., 1967; The oceans, 7 ed., N. Y., 1957; Subsea mineral resources and
problems related to their development. Wash., 1969. А.М.Муромцев.

Экономике-
и политико-географический очерк. Проникновение европейцев (португальцев,
затем голландцев, французов и англичан) в бассейн И. о. относится к 16-17
вв., а уже к сер. 19 в. большинство его берегов и островов закрепила за
собой Великобритания, которая вывозила отсюда важнейшие для её экономики
сырьевые и прод. товары. Во всех входах в И. о. были созданы воен.-мор.
(а позднее воен.-возд.) базы: в Атлантич. ок.- Саймонстаун, в Тихий ок.
- Сингапур, в Красное м. - Аден, на подходах к Индии - Тринкомали. В сев.-вост.
части И. о. находились колонии Франции, Нидерландов (Нидерл. Индия), Португалии.


После окончания
2-й мировой войны 1939-45 распад колон, системы империализма внёс коренные
поправки в по-литич. карту басе. И. о. Стали независимыми гос-ва: в Азии
- Бангладеш, Бахрейн, Бирма, Индия, Катар, Кувейт, Мальдивская Республика,
Народная Демократич. Республика Йемен, Объединённые Арабские Эмираты, Пакистан,
Шри-Ланка (Цейлон), Индонезия, Малайзия; в Африке - Кения, Маврикий, Малагасийская
Республика (Мадагаскар), Сомалийская Республика, Судан, Танзания. В результате
Июльской революции 1952 Египет освободился от полуколониальной зависимости.


Грузопотоки
и судоходство . Общий объём мор. перевозок Е И. о. значительно меньше,
чем по Атлантич. ок. и Тихому ок., и составляет oк. 10% от мирового грузооборота.
В экономич. отношении большинство названны стран являются слаборазвитыми.
Вывоз из стран И. о. состоит в основном и сырья и продовольствия, а ввоз
- и пром. товаров. Дальние морские перевозки из-за маломощности собственны
морских торговых флотов этих стран ocуществляются преим. на зафрахтованны
иностр. судах. Важнейшие грузы, как вывозимые из стран И. о., так и транзитные:
нефть и нефтепродукты - почти целиком из портов Персидского зал. в Зап.
Европу, США и Японию; жел. марганцевая и хромовая руды - из Индии в Японию;
олово - из Малайзии и Индонезии; вольфрам - из Бирмы медь и кобальт - из
Замбии; рис - и Бирмы; хлопок - из Индии, Пакистан: и Судана; джут - из
Бангладеш (главный экспортёр); каучук - из Малайзии, Ин- донезии и Шри-Ланка;
пряности - из Индонезии, стран Восточной Африки и Малагасийской
Республики; шерсть - из Австралии; чай - из Индии и Шри -Ланка. Осн. импортные
грузы: ткани металлы, машины, цемент. Из транзитные грузов И. о. выделяются
также: каучуг и сахар - из Индонезии; рис и лес - из Таиланда; цветные
металлы, пшеница, шерсть - из Австралии; мясо и молочные продукты - из
Новой Зеландии.


У юж. входа
в Красное м. сходятся и расходятся все главнейшие грузопотоки И. о. Здесь
берёт начало Суэцкий грузопоток, который, однако, с июня 1967 бездействует
вследствие агрессивных действий Израиля в зоне Суэцкого канала; впредь
до открытия судоходства по каналу этот грузопоток от узла у входа в Красное
м. направляется вдоль вост. берега Африки, сливаясь с Вост.-Африканским
грузопотоком, к-рый идёт через торговые порты Восточной Африки. По данным
за 1966, по Суэцкому каналу было перевезено 241,8 млн. т
грузов,
из них 194,1 млн. т с Ю. на С. (80% из них нефтяные грузы) и 47,7
млн. т с С. на Ю.


Индо-Дальневосточный
грузопоток, в к-рый вливается нефтяной грузопоток из Персидского зал.,
- второй (после Суэцкого) по мощности грузопоток И. о. В конце 60-х гг.
объём перевозок здесь значительно увеличился за счёт ввоза нефти в Японию
(100 млн. т нефти в год, т. е. до 90% импортируемой в эту страну
нефти). К этому же грузопотоку относятся значит, перевозки жел. и марганцевой
руд из Индии в Японию.


Южный грузопоток
идёт от юж. оконечности Австралии к мысу Доброй Надежды. Он обслуживает
гл. обр. перевозки между Австралией и Америкой.


Грузопотоки
открытого океана идут от узла у входа в Красное м. до юж. побережья Австралии
и от мыса Доброй Надежды до Западного прол. (этим путём следуют суда из
Европы на Д. Восток после закрытия Суэцкого канала).


Австралийский
грузопоток идёт вдоль зап. побережья Австралии.


Через И. о.
пролегает путь между сов. европейскими морями и сов. Д. Востоком и Камчаткой;
этим же путём осуществляются регулярные рейсы между сов. портами и странами
Африки, Азии и Австралии, с к-рыми Советский Союз поддерживает торг,
связи.


Главнейшие
торговые порты. В Персидском зал., в ряде гос-в после 2-й мировой войны
1939-45, созданы новые нефт. порты и причалы, доступные для сверхтанкеров:
в Кувейте - Мена-эль-Ахмади, в Иране - Харк, в Саудовской Аравии - Рас-Таннура,
в Ираке - Хор-эль-Амая; меньшие глубины имеют порты Абадан, Бендер-Шах-пур
и Бендер-Махшехр в Иране, Басра и Фао в Ираке; осн. порты для сухогрузов
- Даммам в Саудовской Аравии и Манама на Бахрейнских о-вах.


У входа в Красное
м. расположен торг, порт Аден (Народная Демократическая Республика Йемен),
доступный для крупных судов. В Индии наиболее крупные порты - Бомбей и
Калькутта (преим. импортные), Мадрас и Вишакхапатнам; в Пакистане - Карачи,
в Бангладеш - Читтагонг (Чатагам); в Шри-Ланка - Коломбо; в Бирме - Рангун;
во входе из Тихого ок.-Сингапур; в Австралии- Фримантл; в Южно-Афр. Республике
- Дурбан, Порт-Элизабет; в Мозамбике - Лоренсу-Маркиш, Бейра; в Кении -
Момбаса; в Танзании - Дар-эс-Салам; в Малагасийской Республике - Таматаве;
в Сомалийской Республике - Могадишо.


Воздушный транспорт.
Осн. сеть возд. путей И. о. пересекает его сев. часть в р-нах Персидского
зал., Аравийского м. и Бенгальского зал. На этих путях курсируют самолёты
амер., англ, и франц. компаний и самолёты независимых азиатских и африканских
стран. Эти возд. пути связывают страны басе. И. о. с Зап. Европой и Сов.
Союзом. Наиболее крупный узловой аэродром находится в Риме, откуда возд.
магистрали направлены через Афины - Бейрут в Каир, из Каира на Манаму -
Карачи - Бомбей-Калькутту до Рангуна (с рядом ответвлений на Шри-Ланка,
в Индонезию и Австралию); через Каир - Найроби - Хартум - Солсбери в Преторию;
открытые р-ны И. о. пересекает одна линия, берущая своё начало от Найроби
и Претории и следующая далее через о-ва Мадагаскар - Реюньон - Маврикий
- Кокосовые и ведущая в Юж. Австралию (Перт). Из СССР возд. пути ведут
в Индию, Бирму, Малайзию, Шри-Ланка, Сомалийскую Республику, Танзанию и
др. страны И. о.


Телеграфная
связь. На побережье и островах И. о. разветвлённая сеть радиостанций. Имеются
кабели, связывающие Великобританию с Индией неск. параллельными линиями;
на кабеле, пересекающем И. о., узловыми станциями являются Маэ (Сейшельские
о-ва), о. Маврикий, Кокосовые о-ва.


Рыболовство
и морской промысел - Рыболовство развито незначительно (улов не превышает
5% от мирового улова) и ограничивается местной прибрежной зоной. Близ экватора
ведётся (Япония) лов тунца, а в антарк-тич. водах - китовый промысел. В
Шри-Ланка, на Бахрейнских о-вах и на сев.-зап. берегу Австралии добываются
жемчуг и перламутр.


В басе. Персидского
зал. богатые месторождения нефти. Добыча ведётся как на наземных, так и
на подводных месторождениях в пределах шельфа. Страны И. о. располагают
также значит, ресурсами др. ценных видов минер, сырья (олово, жел. и марганцевая
руды, природный газ, алмазы, фосфориты и ДР-)-


Лит.: Брилиант
Л. А., География морских путей, M., 1966; Морской Атлас, т. 3, ч. 2, M.,
1963, карта 54 - 55; 3 а-леский E., География морского транспорта, [пер.
с польского], M., 1971; Hадточий Г. Л., География морских путей, M., 1972.
E. E. Шведе.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я