ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся
ко времени создания Ригведы (2-е- нач. 1-го тыс. до н. э.), древнего памятника
инд. религ. лит-ры, содержащего гимны ведич. богам (см. Ведическая религия).
Мифология
ведич. ариев раскрывает их представления о мироздании и значении
различных сил и явлений природы, персонификацией к-рых являются многочисл.
боги Ригведы (их св. 3 тыс.), причём хотя богов древние индийцы мыслили
себе по образу и подобию людей, антропоморфизм ещё не развился до чётко
выраженной индивидуальной характеристики. Представления о борьбе доброго
и злого начал в природе нашли отражения в мифах о вражде богов и демонов.
Представления древних индийцев о мироздании - в космогонич. мифах. Согласно
одному из таких мифов, сначала было небытие (Асат), породившее бытие (Сат),
к-рое состояло из Земли и твёрдого Неба. От Неба и Земли был рождён бог
Индра. Он разъединил Небо и Землю, в результате чего образовалось воздушное
пространство. Атмосфера стала обиталищем Индры и др. богов. Индра победил
предводителя демонов змея Вритру; из живота Вритры излились мировые воды,
породившие Солнце.

В нач. 1-го
тыс. до н. э. на смену ведич. мифологии приходит мифология брахманизма.
В
космогонич. мифах брахманизма Вселенная представлялась покоящейся на спинах
слонов, Земля - в виде цветка лотоса, плавающего в океане, континенты -
в виде его лепестков, один из к-рых - Джамбудвипа (Индия). В центре Земли
представляли гору Меру, вокруг к-рой двигалось Солнце. Вселенная проходит
4 ступени развития, соответствующие европ. мифам о золотом, серебряном,
медном и железном веках (причём железный век с его бедствиями и социальной
несправедливостью - Кали-юга, мыслится как современность), затем гибнет,
и начинается новый, бесконечно повторяющийся цикл развития. Этот и ряд
других космогонич. и космоло-гич. мифов, а также мифов, оправдывающих социальные
различия в обществе, в частности существование сословий - вари, связан
с образом Брахмы, считавшимся творцом Вселенной. Вар-новая система
предстаёт в И. м. как изначальное и связывается с мифом о Первочеловеке
- Пуруше, отождествляемом с Брахмой. Неравенство варн объясняется их происхождением:
варна брахманов произошла из уст Пуруши, варна кшатриев - из рук, вайшьев
- из чресл, шудр - из ступней, попирающих грязь. Олицетворением
вечно живой природы и плодородия считались др. главные боги брахманизма
- Шива и Вишну. Наибольшее развитие получили мифы о Вишну,
воплощавшемся на земле в различные существа для уничтожения злых сил и
помощи людям и богам. Это мифы о 10 главных аватарах (воплощениях) Вишну
и 22 его "малых" аватарах. Значит, группу составляют мифы о подвигах героев
Рамы
и Кришны. В мифе о Раме, о его борьбе с демоном Раваной и о
походе Рамы вместе с войском Ханумана - вождя обезьян - на о. Ланку (обиталище
Раваны) нашло отражение проникновение на Цейлон населения, говорившего
на индоевроп. яз., предков сингальцев. Мифы о Раме составили осн. содержание
эпоса "Рамаяна". Богатейшим собранием мифов, в частности о Кришне, служит
другая эпич. поэма - "Махабхарата". Отражением борьбы кшатриев и брахманов
явились мифы о Парашураме, аватаре Вишну и о тысячеруком Арджуне. Большую
роль в брахманистской мифологии играли представления о перевоплощении душ
(сансара) и воздаянии (карма). Многочисленны мифы о риши (мудрецах).
Риши Вьяса считался автором Вед, "Махабхараты" и Пуран, просветителем человечества.


Буддийские
мифы (см. Буддизм) в основном связаны с личностью Будды. К
началу н. э. появляются мифы о буддах и бодхисатвах - божествах (грядущем
спасителе Майтрее, благодетельном Ава-локитешваре и др.). Создаются мифы
о знаменитых учителях буддизма. Джай-нистские (см. Джайнизм) мифы
рассказывают в основном о подвигах Махави-ры и предшествовавших ему 23
"основателей веры" (Тиртханкаров).


И. м. оказала
огромное влияние на литературу, искусство и фольклор Юж. Азии.


Лит.: Ильин
Г. Ф., Старинное индийское сказание о героях древности "Махаб-харата",
М., 1958; Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей
культурой, т. 1, М., 1876; М а с-d о п е 1 1 A. A., Vedic mythology, Stras.,
1897; Hopkins E. W., Epic mythology, Stras., 1915; Thomas P., Epics, myths
and legends of India. A comprehensive survey of the sacred lore of the
Hindus, Buddhists and Jains, 12 ed., Bombay, 1961; С rook e W., The popular
religion and folklore of Northern India, L., 1926. Е.М.Медведев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я