ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от
лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм), философское
учение и ме-тодологич. позиция, к-рые отрицают либо объективность причинной
связи (онто-логич. И.), либо познават. ценность причинного объяснения в
науке (методологии. И.). В истории философии, начиная с др.-греч. философии
(Сократ) вплоть до наст, времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие
концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме
ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует волю как
автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению
человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.
Марксизм исходит из того, что "детерминизм не только не предполагает фатализма,
а, напротив, именно и дает почву для разумного действования" (Л е н и н
В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440), "...нимало не уничтожает
ни разума, ни совести..., ни оценки... действий" человека (там же, с. 159)
(см. ст. Свобода воли).


В совр. бурж.
философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа
неокантианства
ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и
отрицала его применимость к "наукам о духе" (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить
детерминизм только логич. сферой.


Проблема И.
и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр. квантовой
физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны
для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались
попытки истолкования осн. законов квантовой теории в духе И. и агностицизма.
При этом одна из ист. форм детерминизма, а именно меха-нистич. детерминизм,
отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем
причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к
И. в совр. бурж. философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхен-оах, Ф. Франк утверждают,
что детерминизм вообще не имел научной ценности, аксиома причинности, по
их мнению, не входит в состав даже классич. физики, ибо утверждение о причинности
не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку
результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением
И. были идеи о "свободе воли" электрона, о том, что единичные микроявления
управляются телеологич. силами и пр.


Диалектич.
материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних
механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр.естеств.
и обществ, наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме.


Лит. см.
при ст. Причинность.

А. П. Огурцов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я