ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее
бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование
внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся
нем. философы В. Шуппе (к-рый в "Теоретико-познавательной логике", 1878,
высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Золь дерн, М. Кауфман, И. Ремке и
др. И. ф. выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критич.
гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И.
ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием,
однако, в отличие от Канта (и совпадая с осн. тенденцией неокантианства),
И.
ф. отрицает существование чвещи в себе", т.е. объективной реальности,
и, т. о., становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки
зрения И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно
ему, содержание сознания превращается в единств, реальность; мир внутренний
" и мир внешний, субъект и объект - это лишь две сферы, к-рыми "обладает"
душа, это две области "Я", сознания. И. ф. продолжает учение швейц. филосо-фа-эмпириокритика
Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта
и объекта) и интроекции. Чтобы избежать субъективизма и солипсизма,
грозящих И. ф., к-рая признаёт только то, что наличествует в сознании,
имманенты, во-первых, утверждают существование других "Я" (что непоследовательно,
т. к. с точки зрения И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне сознания);
во-вторых, часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание,
служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. ф.,
к-рая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания
субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт
проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного.
Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная
с толкования его природы),из к-рых многие имманенты пытаются выйти, трактуя
это сознание как "божественное". Однако признание бога и теоло-Гич. "выводы"
требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф.- выхода за пределы
гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистич.
учения к объективно-идеалистическому.


За субъективный
идеализм и попытку занять "третью линию" в философии И. ф. была подвергнута
резкой критике в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см.
Поли. собр. соч.,5 изд., т. 18).


Лит.: Борецкая
Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, "Научное обозрение",
1902, № 5, 7; Леклер А., К монистической гносеологии, пер. с нем., СПБ,
1904; Шуппе В., Солипсизм, "Новые идеи в философии", 1913, сб. 6; Ремке
И., О достоверности внешнего мира для нас, там же; Бакрадзе К. С., Очерки
по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., I960; Е t-tinger-Reichmann
R., Die Imma-nenzphilosophie, Gott., 1916. См. также лит. при статьях Ремке
И.
и Шуппе В.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я