ИМИТАЦИЯ

ИМИТАЦИЯ в
музыке, точное или неточное повторение в каком-либо голосе многоголосного
муз. произведения мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом
голосе. Возникла в нар. многоголосии; с 13 в. постепенно становится распространённым
в проф. музыке приёмом изложения, развития и разработки тематич. материала.
Мелодия может имитироваться поочерёдно неск. голосами; применяется также
И. двух и трёх одновременно звучащих мелодий, образующих полифонич. ткань.
Наиболее последовательная И. наз. канонической или каноном. И. различают
по времени вступления имитирующего голоса, а также по интервалу, образуемому
И. с основным проведением мелодии (И.в унисон,в верхние и нижние секунду,
терцию, кварту и т. п.). С 15 в. преобладают кварто-квинтовые И., лежащие
в основе фуги. Наряду с И. в прямом движении применяются И. в обращении,
в возвратном (ракоходном) движении, в ритмическом увеличении (напр., с
увеличением вдвое всех звуков) и в уменьшении. Выработалась также т. н.
свободная И., в к-рой имитирующий голос сохраняет лишь общие очертания
мелодич. рисунка или один характерный ритм темы. В эпоху И. С. Баха имитационные
формы занимали господствующее положение, в последующее время они чаще применяются
внутри крупных гомофонных форм. Т. Ф. Мюллер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я