ИЛЛЮЗИОНИЗМ

ИЛЛЮЗИОНИЗМ вид
циркового и эстрадного иск-ва. Основывается на использовании спец. аппаратов
- ящиков с двойным дном, оптич. приборов и др., а также на манипуляции,
т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист
добивается появления и исчезновения предметов, людей, "чудесных превращений".
В И. широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения.


Начало И. относится
к древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17-18 вв.
на ярмарках появились механики, показывавшие "чудеса", основанные на применении
различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший
принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты
стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах,
театрализуют выступления, вводят в них комич. элементы. Среди наиболее
известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия),
Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия),
Ж. Э. Робер-Уден (Франция), Каланг (ФРГ) и др. Сов. иллюзионисты: Э. Т.
Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов),
Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тен-тау, А.
Г. и Р. М. Сокол и др.


Лит.: Кио,
Фокусы и фокусники, М., 1958; его же, Иллюзионисты и "волшебники", М.,
1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А.
А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного
искусства, [М., 1966].


Ю. А. Дмитриев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я