ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ писание
икон, вид ср.-век. живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой
по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи. Фреска)
и миниатюры, произв. И.иконы-являются отд. живописными
композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая
живопись),
мозаики, затем гл.обр. темперы, позднее (в основном
с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на
металлич. пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое
искусство);
однако иконы нельзя считать вполне станковыми произв.,
так как они органически входили в единый идейно-художеств. комплекс с архитектурой,
декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого
места, напр, в ансамбле иконостаса. Термин "И." употребляется преим.
для обозначения ср.-век. христианской (гл. обр. православной) культовой
живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники И. происходят из Передней
Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэл-линистического, в частности
погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале
"портреты"-изобра-жения святых, а затем и др. персонажей христ. легенд.
Позже (с 10-11 вв.) в И. появляются сюжетные композиции, имевшие гл. обр.
символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный
характер. В отличие от большинства стран Зап. Европы, где в ср.-век. культовом
иск-ве преобладает скульптура, И. получила особенно широкое развитие в
Византии.
И. Византии оказала огромное влияние на иск-во др. стран - от Италии
до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв. она приобрела исключит, художеств,
яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки
и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы
И. В ср. века роль И. никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию.
В И. (в условной и отвлечённой форме, определённой её религ. назначением
и особенностями ср.-век. теологического мировоззрения), как и в др. видах
изобразит, иск-ва, отражался эстетич. опыт народа, она была одним из осн.
средств художеств, освоения мира. Эстетика И., сложившаяся в Византии в
борьбе против иконоборчества (8-9 вв.), требовала воплощения "божественного",
сверхчувств, содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако
эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, т.
к. красоту "небесного", по утверждению церковников, передаёт лишь некая
внутр. духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм
реального мира. Поэтому в художеств, практике И. была выработана система
условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение
помещалось на отвлечённом (нередко "золотом") фоне, отсутствовали реальные
объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров
подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции,
но не задаче передать натуру; гл. роль в формировании образного строя произв.
И. играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета.
В придворно-аристократиче-ском иск-ве, где были сильны античные традиции,
преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного
строя, изящество формы. Но в И. были сильны и фольклорные представления.
Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность,
простосердечная повествова-тельность, выразительная конкретность деталей
были характерны гл. обр. для И. местных школ.


Отказываясь
от зрительного жизнепо-добия изображения, в И. тем более тщательно и сложно
формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием
И. было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в иск-во
ряд нравственных и психологич. мотивов: нравств. доблесть, нежность материнства,
чувство сострадания, трагич. скорбь и радостное ликование. Живое человеческое
содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной
церковью иконографии, зафиксированной
в т. н. подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно
тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетич.
принципов И. была подорвана кризисом ср.-век. мировоззрения и развитием
культуры Возрождения.


С возникновением
в отд. странах реалистич. исканий, характерных для живописи нового времени,
И. сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок,
постепенно превращаясь в ремесло.


Илл. см. на
вклейке к стр. 120-121.


Лит.: Брук
Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.:
Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wu If
О., Alpatoff М., Denkmaler der Ikonen-malerei in kunstgeschichtlichen Folge,
Hel-lerau bei Dresden, 1925; Gerhard H. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen,
[1957]; Onasch K.Г. А. Недашивин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я