ИКОНОГРАФИЯ

ИКОНОГРАФИЯ (от
греч. eikon - изображение, образ и ...графия) в изобразительном
иск-ве, строго установленная система изображения к.-л. персонажей или сюжетных
сцен. Иконографич. системы были порождены возникшей в древности связью
иск-ва с религ. культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И.
устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать
принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологич. концепцией
(И. богоматери, Христа, "праздников" в христ. иск-ве, Будды и бодхисатв
в буддийском иск-ве). На протяжении веков, с обогащением иск-ва новым содержанием,
иконографич. схемы постепенно менялись. Обмирщение иск-ва, развитие реализма
и творч. индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили
как свободу истолкования старых иконографич. схем, так и появление новых,
менее строго регламентированных.


В искусствознании
И.- описание и систематизация типологич. признаков и схем, принятых при
изображении к.-л. персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен.
Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения
ср.-век. иск-ва, его источников, связей с религ. и лит. явлениями путём
истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В кон. 19 - нач. 20
вв. рус. историк иск-ва Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения
визант. традиции в ср.-век. русском иск-ве. Амер. учёный Э. Панофский выдвинул
И. как основу т. н. иконологич. метода исследования сюжетной стороны произведений
иск-ва, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры,
выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к
самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эс-тетич.
аспектов иск-ва, является одним из условий верного понимания художеств,
произв.


Вист. науке
И.- система приёмов и методика определения достоверности изображения к.-л.
ист. лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы ист.
И. распространяются на фото- и кинодокументы.


Под И. понимают
также совокупность изображений к.-л. лица (писателя, политич. деятеля и
т. д., напр. В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. наз.
и совокупность сюжетов, характерных для к.-л. эпохи, направления в иск-ве
и т. д.


Лит.: Современное
искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания,
кн. 2, М., 1969; Panofsky E.. Studies in iconology, N. Y., 1939; Reau L.,
Iconographie de 1'art chretien, v. 1 - 3, P., 1955-59; Aurenhammer H.,
Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959-67: Wessel K., Reallexikon
der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 -; Grabаr A., Christian iconography.
A study of its origin?, Princeton, 1968.

К. Г. Богемская.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я