ИДЕЙНОСТЬ

ИДЕЙНОСТЬ приверженность определённой целостной системе идей и соответствующему
ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; последовательная
верность им и в теории, и на практике. Одно только знание идеи, если оно
не превратилось в убеждённость, а равно и одно только практич. принятие
определ. жизненных правил, требований и лозунгов, если оно не основано
на со-знат. усвоении идейного содержания, ещё не есть И. Внутреннее их
единство, основанное на единстве теоретич. смысла идеи и практич., конкретно-историч.
значения её, есть И. Но такое единство невозможно у идеологий и социальных
сил, противостоящих историч. прогрессу.


Поэтому в каждую
эпоху И. есть п е-редовая И., означающая духовную ориентацию и осмысленность
всей жизни личности, к-рая сознательно выбрала приверженность прогрессивным
силам своей эпохи (группе, классу, партии). Приверженность реакц. идеям
и деятельность по их осуществлению - антиподы подлинной, прогрессивной
И.


И. проявляется
во всех сферах обществ, деятельности и духовной жизни - философии, науке,
искусстве, политике, морали и т. п. И. противоположна безыдейности - безразличию
к духовному смыслу общественных поступков и событий, отказу от ответственности
за решение социально-нравств. проблем, пронизывающих собою все действительные
отношения человека к другим людям. И. противостоит замыканию внутри ограниченных
интересов - бытовых, утилитарных, технических, местных, групповых и т.
п.- и любому оправданию этого мещанской, обывательской идеологией, индивидуалистич.
отгораживанию от реальных проблем, а также практицизму, к-рый маскируется
формальной приверженностью к И. и выхолащивает её. И. всегда противоположна
той идеологич. порабощённости, к-рая свойственна классово-антагонистич.
обществам и к-рая выражается в слепой вере, в некритич. принятии навязанных
и внушённых идей господств, класса. Быть идейным - это значит измерять
и оценивать любые частные дела с позиции мировоззренч. принципов; это значит
становиться ко всякой ситуации в активное отношение и благодаря этому пролагать
новые пути преобразующей деятельности. В историч. борьбе сил прогресса
против реакции, созидания против разрушения, освобождения против порабощения
и эксплуатации, в борьбе за социализм и коммунизм И. всегда была неотделима
от партийности.


И.- источник
великой энергии и мужества, нравств. возвышения и очищения, энтузиазма
и героизма. И. всегда была знаменем революц.-созидат. активности. Поборники
полисной демократии и независимости в антич. Греции и республиканцы в Риме,
гуманисты эпохи Возрождения, участники бурж. революций, уходившие в своих
устремлениях далеко за пределы возможностей капитализма, утопич. социалисты,
революц. демократы, пар гжские коммунары 1871, рус. революционеры 1905
и 1917 - творцы Великого Октября, защитники страны социализма в Гражданской
и Великой Отечественной войнах, совр. коммуни-стич., рабочее, нац.-освободит,
движение - дают образцы И., картину углубления и расширения поля действия
И. вместе с углублением социальных преобразований и с возрастанием требований
к личным качествам их вершителей. Чем глубже социальные противоречия и
чем более сложные формы они принимают, тем настоятельнее потребность в
И. для решения назревших историч. задач. Тео-ретич. содержание И. всегда
развивается у участников событий в самом ходе историч. действия. Оно живёт
в деятельном процессе проверки, критики и творчества. Поэтому И. передовых
сил всегда противостоит как идеологич. догматизму и доктринёрству, так
и антиинтеллектуализму реакционных и консервативных классов и групп. И.
чужда догматизму, к-рый ставит готовые схемы и формулы выше жизни, выше
процесса познания истины, рассматривая саму действительность как нечто
подчинённое соблюдению буквы доктрины и превращая свои положения в магич.
заклинания, в идеологический ритуал. Антиинтеллектуализм враждебен И. потому,
что он принижает и затемняет разум, парализует самостоятельность и критичность
мысли, служит эмоциональному внушению, насаждает фанатизм, вызывает тёмные
и разрушит, инстинкты и массовые психозы (крестовые походы, расовые конфликты,
фашизм). Напротив, развитие И. неотделимо от прогресса разумного познания
и нравств. культуры.


Исторически
высшая форма И.- И. коммунистическая. Она требует строгого единства теоретич.
убеждений и практической их реализации, совпадения слова и дела. Она неразрывно
слита с коммунистич. партийностью, с борьбой за коммунистич. идеал. Это
- ориентация, опирающаяся не на стихию, не на иррациональную волю или скрытые
интересы, а только на истинное понимание объективной сути дела. Для того
чтобы стоять на позиции коммунистич. И., нужна полнота убеждённости, вырастающая
из разумного отношения к действительности в её целостности и перспективах,
нужно глубокое знание последовательно научной, марксистско-ленинской теории
и мужество трезвой мысли. А это предполагает высокую эстетич.
и нравств. культуру. Быть идейным по-коммунистически - значит владеть диалектикой
действит. прогресса, жить его проблемами, находиться в творч. движении,
быть открытым всему новому. Знание принципов и последовательная убеждённость
помогают наиболее ясному и смелому видению конкретных путей и движущих
сил прогресса. Следовательно, это - живой деят. процесс, в к-ром преобразованию
и совершенствованию подвергается не только практич. отношение к миру, измеряемое
критериями теории, но и сама теория, измеряемая критерием практики. "Не
может быть догматизма там, где верховным и единственным критерием доктрины
ставится - соответствие ее с действительным процессом..." (Ленин В. И.,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 309). Идейная принципиальность выдерживается
не вопреки диалектике жизни, а благодаря овладению ею и воспроизведению
её принципов в самой жизни. Нет почвы для скептицизма и нигилизма лишь
там, где торжествует требование постоянно учиться на историч. уроках, на
положит, и отрицат. опыте и при этом выше
всего ценить истину как творч. процесс, правду самой жизни - исток И.


Коммунистич.
И. противостоит безыдейности, к-рая открыто проповедует отречение от И.,
от целостности мировоззренч. принципов (технич. сциентизм, деидеологизация),
а равно и скрытой безыдейности, к-рая "принимает" И. без её живого духа,
без её творч. характера. Попытки спрятаться от проблем, отказот ответственности
за их решение, от самостоятельности в мысли и действии ведут к субъективистской
и догматич. лжеидейности, к культу буквы, умерщвляющему дух идеи, подмене
И. прямолинейностью, нетерпимостью к творчеству, фанатизмом. Успешно преодолевать
безыдейность можно только ведя борьбу против всех её форм. В. И. Ленин
направлял критику безыдейности как против отрицания великой нравств. силы
революц. идей экономич. материализмом (см. там же, т. 34, с. 332), так
и против субъективизма, спекулирующего на "удобных ситуациях". "Авантюризм
не думает о последовательности, старается только уловить момент, воспользоваться
борьбой идей для оправдания и сохранения безыдейности" (там же, т. 7, с.
214).


В науке И.
означает выход за рамки узкого профессионализма, органич. соединение специальных
знаний с мировоззренч. проблемами, контроль за нравств. значением научного
познания. Коммунистич. И. ориентирует учёного на последоват. принципиальность,
утверждая мужество в искании истины, гражданственность, партийность.


В искусстве
и литературе И.- критерий оценки художеств, произведений, в к-ром выражены
социальная значимость его проблематики и художественной идеи. Вместе с
тем подлинная И. органически присуща содержанию произведения (см. Социалистический
реализм).
И. противостоит безыдейным тенденциям формализма, декадентства,
теории
"искусства
для искусствам, натурализма.
Быть идейным в иск-ве - значит также активно
осуществлять его воспитательную роль.


Формирование
И.- одна из важнейших сторон коммунистич. воспитания. Без И. не может быть
всесторонне и целостно развитой личности. Г. С. Батшцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я