ИДЕАЛЬНОЕ

ИДЕАЛЬНОЕ 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ
бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется
реальному; 2) результат процесса идеализации - абстрактный объект,
к-рый не может быть дан в опыте, напр, идеальный газ, точка, абсолютно
чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.


Многообразные
концепции И. тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм
трактует И. как самодовлеющее начало, к-рое находится вне материального
мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных
системах идеалистич. мировоззрения И. истолковывается в виде изначальных
нематериальных сущностей -"идей" как прообразов всех вещей (объективный
идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или
мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой
субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде
непосредств. данностей индивидуального сознания, превращённых в нечто первичное
и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений
(совр. критич. реализм и феноменология).


Домарксовский
материализм, критикуя представления об И. как особой субстанции, противостоящей
материальному миру, истолковывал И. как функцию особым образом организованной
материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке И. заключалась
в том, что он рассматривал И. как продукт пассивного созерцания, а не как
результат и способ человеческой деятельности.


По характеристике
К. Маркса "...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное
в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектич. материализм исходит из понимания
И., как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению
и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального
мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности,
опосредствованный социальной практикой. И. представляет собой, т. о., определённый
аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его
бытия, несводимость его к к.-л. материальным процессам и явлениям (физ.,
физиол. и т. п.). См. также статьи Сознание, Отражение, Психика и
лит. при них.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я