ИГРЫ ДЕТСКИЕ

ИГРЫ ДЕТСКИЕ вид
активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими
окружающей жизни, гл. обр. действий взрослых и отношений между ними.


И. д. социальны
по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию.
Многие И. д. носят нац., нар. характер и передаются из поколения в поколение.
В них формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий
мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные,
волевые и физич. качества, формируется личность в целом. Игры являются
ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место
в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького,
игра - путь детей к познанию мира, в к-ром они живут и к-рый призваны изменить.
В сов. педагогике И. д. рассматриваются как одно из средств коммунистического
воспитания, самовоспитания и обучения детей.


В пед. лит-ре
обычно различают и г-ы манипуляции детей до лет, сюжетные (ролевые, режиссёрские
и игры-драматизации), подвижные и дидактические И. д.


Начальной формой
И. д. являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся
эмоциональным оживлением ребёнка, играющего, как правило, индивидуально.
В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям,
знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом.


Сюжетные игры
дошкольников начинаются с ролевых, в к-рых дети берут на себя активные
роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся
игрушкам). Характерной особенностью сюжетных И. д. является их двойственный
символич. характер (напр., играющий мальчик - одновременно и "лётчик в
полёте", и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно
активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной
обстановки, в к-рой только и могут действовать, и тех реальных предметов,
к-рые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, эключаемые
в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно
этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения
детьми знаний о тех сторонах действительности, в к-рых они ещё не могут
Осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение
и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных
игровых действий - является важным условием развития мышления, воображения,
творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний
детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производств, и
обществ, темы. Дети обращаются также к сюжетам лит. произведений, кинофильмов,
теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий
с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях,-
к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой
ситуации - роли, в к-рой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом
(с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая
игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных И. д. сохраняется у детей
до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берутролей
на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой,
общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии
с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети
создают при помощи игрушек, игровых строит, и природных материалов.


В играх-драматизациях
дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят
в театрализованной форме содержание лит. произведений. Роли распределяются
между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр
у детей развиваются художеств, способности и интерес к участию в художеств,
самодеятельности.


Подвижные игры
у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры
- движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные
игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила
("гуси-лебеди"), многие - только правила ("салочки", "прятки"). С 4-5 лет
дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет
подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение
подвижные И. д. и спортивные игры имеют для фи-зич. воспитания школьников
(см. Физическое воспитание, Спортивные игры).


Одним из действенных
средств умств. воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические
игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации,
назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактич.
И. д. используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактич.
И. д. проходят с игрушками, настольно-печатны-ми играми (различного типа
лото, домино, викторины и т. п.), природными материалами. Широко распространены
словесные дидактич. И. д. без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др.
Правила дидактич. И. д. (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но
обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактич. И. д. носят
характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.Значит,
место в И. д. занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что
способствует развитию детского творчества. Взрослые обучают детей
умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление
участвовать в недоступной деятельности старших; обогащают содержание и
сюжеты И. д.; помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения;
создают условия для игры.


Игра, по словам
Н. К. Крупской,- школа организации. Являясь действенным средством развития
у детей творческой активности, инициативы, коллективизма, организаторских
умений и навыков, И. д. широко используются в жизни детских коллективов,
причём игровые элементы вносятся не только в различные детские праздники,
соревнования, но и в трудовые и др. общественно полезные дела. Ряд игр
носит всесоюзный характер:
военно-патриотич. игра "Зарница", соревнования на приз "Кожаный мяч" и
"Золотая шайба", спартакиады школьников, радио- и телевикторины и игры-конкурсы
и др.


С целью пед.
организации И. д. в часы досуга в школах, внешкольных и куль-турно-просветит.
учреждениях создана сеть детских игротек. См. также ст. Игрушка.


Лит.: Р
у б и н ш т е и н С. Л., Основы психологии, М., 1935; Воспитание ребёнка
в семье от трёх до семи лет. (Книга для родителей). Под ред. Е. А. Флёриной,
М., 1950; Макаренко А. С., Игра, Соч., т. 4, М., 1957; Дьячкова О. А.,
Игры школьников, М., 1955; Эльконин Д. Б., Творческие ролевые игры детей
дошкольного возраста, М., 1957; Леонтьев А. Н., Психологические основы
дошкольной игры, в его кн.: Проблемы развития психики, М.. 1959; Эльконин
Д. Б., Детская психология, М., 1960; Роль игры в детском саду. Под ред.
А. П. Усовой, М., 1961; Мах-лак Е. С., Психологические особенности сюжетной
игры в школьном возрасте, в сб.: Вопросы психологии личности школьника,
М., 1961; Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966; Голециова
О., Клиндова Л., Бердыхова Я., Игры в детском саду, М., 1966; Выготский
Л. С., Игра и её роль в психическом развитии ребёнка, "Вопросы психологии",
1966, № 6; Я к о в л е в В. Г., Гриневский А., Игры для детей, М., 1968;
Всегда всем весело. Сб. игр для пионеров и школьников, М., 1969.Е. А.
Коссаковская, И. Б. Даунис.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я