ИВАНОВ

ИВАНОВ Александр
Андреевич [16(28).7.1806, Петербург,-3(15).7.1858, там же], русский живописец.
Учился в качестве "вольноприходящего" ученика в петерб. АХ (1817-28) у
своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. С 1830
пенсионер Об-ва поощрения художников в Италии, посетил Австрию и Германию.
В 1831-58 жил в Риме, посетил города Ср. и Сев. Италии, Венецию, Неаполь.
В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произв. раннего (петербургского)
периода творчества И. обладают всеми характерными чертами живописи классицизма:
уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по
планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился
добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиц. мифологич. и
евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824,
Третьяковская гал.; "Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару
и виночерпию", 1827, "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры",
1829, "Явление Христа Марии Магдалине", 1835,- все в Рус. музее, Ленинград).
Завершает ранний период творчества одна из первых работ И. в Риме - картина
"Апполон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, Третьяковская гал.), отличающаяся
исключит, гармоничностью и поэ-тич. возвышенностью трактовки образов античного
мифа. Как и др. представители передовой русской интеллигенции 1830-40-х
гг., И. искал пути разрешения глубоких социальных противоречий, устранения
несправедливости и угнетения.


А. Ан. Иванов.
Портрет работы С. П. Постникова. Третьяковская галерея. Москва.


На формирование
мировоззрения И. в Риме повлияли дружеские отношения (в кон. 1830 - нач.
1840-х гг.) с Н.В.Гоголем (к-рым во многом были внушены И. представления
о просветительских задачах иск-ва), а также с членом моек, кружка любомудров
Н. М. Рожалиным и главой нем. назарейцев худ. Ф. Овер-беком; от
последних И. усвоил идеи шел-лингианства (см. Шеллинг Ф. В.). Проникнувшись
верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью иск-ва преобразить
человечество, нравственно усовершенствовать его, И. в своём творчестве
стремился осмыслить осн. вопросы бытия человека, выдвинуть значит, филос.
и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа
над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, Третьяковская гал.).
Евангельский сюжет И. трактовал как реальное ист. событие, осн. содержание
к-рого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его
освобождения и нравств. возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу
картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и
характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил
глубокий идейно-психологич. смысл.


Сам замысел
картины и его осуществление в виде монументального программного произв.,
выдвигающего проблемы всемирно-ист, значения, характерны для позднего романтизма,
к-рый
проявился в использовании приёмов и норм класси-цистич. иск-ва, обогащённых,
однако, ощущением глубинности пространства и динамики форм. В "Явлении
Христа народу" композиция симметрична, уравновешенна и замкнута, фигурный
план тяготеет к неглубокому пространств, развороту, расположение фигур
подобно барельефу. Контраст этих условных приёмов академич. живописи
с реалистич. достижениями И. (опыт освоения пространства, добытый в пейзажных
этюдах, глубокое постижение человеческих характеров и др.) придаёт картине
противоречивый характер. Вследствие этой противоречивости, а также утраты
И. веры в возможность преобразовать человечество с помощью религ нравств.
проповеди средствами иск-ва (большое влияние на изменение мировоззрения
И. оказали революц. события 1848, свидетелемк-рых он был в Италии) картина
осталась незавершённой. Самостоят. областью творчества И. являются этюды,
выполненные в процессе работы над картиной (св. 300, Третьяковская гал.,
Рус. музей и др. собрания). Этюды голов и фигур И. писал как с произв.
классич. иск-ва, так и с живой натуры, постепенно, в результате сложного
синтеза этих двух осн. источников, выражая в последующих этюдах свои идеальные
представления о персонажах картины и добиваясь точного воплощения в каждом
персонаже определённых
человеческих качеств и состояний. В пейзажных этюдах, отличающихся большой
филос. глубиной восприятия, И. стремился объективно передать всё многообразие
жизни природы, познать законы её развития и основные элементы: воду, землю,
растительность, небо ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу
Неаполитанского залива", кон. 1840-х - нач. 1850-х гг.,- оба в Третьяковской
гал.). И. добился огромных успехов в постижении пространства, использовав
достижения совр. ему пленэрной (см. Пленэр) живописи, сохранив при
этом силу и интенсивность звучания цвета, добился естеств. сочетания объёма
и пространства. Картина "Явление Христа народу" осталась в истории рус.
иск-ва замечат. школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами
картины. В последнее десятилетие жизни И. работал над циклом "Библейских
эскизов" (акварель, Третьяковская гал. и Рус. музей), к-рые, по мысли художника,
предназначались для росписей особого здания. Используя исследования Д.
Ф. Штрауса и творчески переосмысливая мотивы иск-ва Др. Востока,
античности и Византии, И. трактовал древние легенды как историю духовного
и нравств. развития человечества, достигнув необычайной глубины их филос.
обобщения и истолкования. В "Библейских эскизах" И. сумел органически сочетать
историческое и бытовое, легендарно-фантастическое и обыкновенное. Коренному
переосмыслению подверглись образы Христа и его учеников, мн. евангельские
чудеса трактованы как порождённые мифологич. представлениями. Отказавшись
от тра-диц. условных приёмов композиции,
И. применял композиц. решения, наиболее соответствующие изображаемому событию,
ввёл цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой
выразительности ритма линий, открыл новые фактурные возможности графики.
Сохраняя связь с традициями классицистич. монументализма, "Библейские эскизы"
закладывают черты реалистич. метода. Эти качества творчества И., обращённые
одновременно и к прошлому, и к будущему иск-ва, сделали И. одним
из самых значит, рус. живописцев 19 в. Творчество И., встречавшее враждебное
отношение офиц. кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И.
Герцен, Н.Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин.


Илл. см. на
вклейках - к стр. 8 и табл. I (стр. 208-209).


Лит.: Александр
Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806-1858 гг., СПБ, 1880; Крамской
И. Н., Об Иванове, в кн.: Иван Николаевич Крамской..., СПБ, 1888; Зуммер
В., Система библейских композиций А. А. Иванова, "Искусство", 1914, № 7-12;
Машковцев Н., Творческий путь Александра Иванова, "Аполлон", 1916, № 6-7;
Алпатов М- В., А. А. Иванов. Жизнь и творчество, т. 1 - 2, М., 1956; Дмитриева
Н., Библейские эскизы Александра Иванова, "Искусство", 1956, № 5; А. А.
Иванов. Каталог выставки, М., 1956; Бернштейн Б., К вопросу о формировании
эстетических взглядов
Александра Иванова, "Искусство", 1957, № 2; Ракова М. М., А. Иванов (1806
-1858), М., 1960. Д. В. Сарабьянов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я