ЗОЛЯ

ЗОЛЯ (Zola) Эмиль
(2.4.1840, Париж,- 29.9.1902, там же), французский писатель. Сын инженера.
В юности испытал влияние А. де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо
воздействие романтич. поэтики (новеллы цикла "Сказки Нинон", 1864, роман
"Исповедь Клода", 1865). Лит.-критич. и искусствоведч. книги 3. ("Что я
ненавижу", 1866, "Мой салон", 1866, "Эдуард Мане", 1867) направлены против
офиц. салонно-академич. иск-ва, в поддержку первых выступлений импрессионистов.
Считая большой заслугой Э. Мане и импрессионистов смелость и непосредственность
в изображении реальной жизни, 3. осудил позже утрату ими этих качеств.
В предисл. ко 2-му изд. романа "Тереза Ракен" (1867) 3. заявил о своей
принадлежности к "группе писателей-натуралистов" (см. Натурализм). Вводя
в литературу данные естеств.-научных открытий, медицины и физиологии, а
также эстетич. теорию позитивизма (И. Тэн), 3. отчасти подменял социальные
и историч. факторы формирования личности биологич. обусловленностью. В
1868-70 3. сотрудничал в органах респ. оппозиции: газ. "Трибюн"("Tribune"),
"Рапель" ("Rappel"). В канун франко-прус. войны 1870-71 он открыто выступил
за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни: очерк "Война"
(газ. "Клош" - "La cloche", 1870). Политич. неприятие бонапартистского
режима - один из идейных мотивов отхода 3. от эстетики натурализма.


В кон. 1868 3. начал работу
над серией романов о Второй империи. У истоков замысла этой эпопеи - наследие
О. Бальзака. В серию "Ругон-Маккары. Естественная и социальная история
одной семьи в эпоху Второй империи" (1871-93) вошли 20 романов, объединённых
идеей вскрыть динамику развития личности, семьи, социальных групп в обществе,
а самого общества - в истории. Сопоставляя республиканское настоящее с
имперским прошлым, 3. обнажал внутр. родство между двумя режимами, развенчивал
бурж.-респ. демагогию и лицемерную ложь о классовой гармонии. Рабочий был
и остался пленником нужды ("Западня", 1877). В обществе господствует власть
золота ("Деньги", 1891). Страсть к наживе охватила всё общество - деревню
("Земля", 1887), город ("Дамское счастье", 1883), разнуздала самые низменные
животные инстинкты в человеке ("Накипь", 1882). Молодые буржуа у 3. деморализованы
историч. опытом своих отцов. Они либо безвольно гниют на корню ("Добыча",
1871), либо расчётливо продвигаются по служебной лестнице ("Карьера Ругонов",
1871, "Его превосходительство Эжен Ругон", 1876). Писателю нередко казалось,
что одичание человека коренится в самой его природе ("Человек-зверь", 1890).
Но в художеств. анализе социальных и психологич. факторов, определяющих
формирование человека-собственника, сам 3. опровергал биологич. детерминизм
("Чрево Парижа", 1873). Идея наследственности постепенно утрачивала в соч.
3. свою универсальную роль, её вытесняла историч. и социальная точка зрения
на человека-пролетария, способного возмущаться и противостоять обстоятельствам
("Жерминаль", 1885). В массовых сценах убийства, да и всем сюжетом "Разгрома"
(1892) 3. осудил бурж. строй, вступивший в империалистич. фазу своего развития.
Взгляды 3. на иск-во отразились в романе "Творчество" (1886), темой к-poro
явилась художеств. жизнь Франции 1860-х-сер. 1880-х гг.


"Теория натурализма" (3.
сохранил выдвинутый им термин, к-рый по сути дела он в зрелые годы отождествлял
с реализмом) обоснована 3. в работах "Экспериментальный роман" (1880),
"Романисты-натуралисты" (1881), "Литературные документы" (1881). Физиологич.
аспект снижал интеллектуальную силу персонажей 3. по сравнению с героями
Бальзака. Но в "Ругон-Маккарах" франц. реализм одновременно и расширил
свои границы, запечатлев образы таких "экономических организмов-гигантов"
(по выражению П. Лафарга), как шахта, жел. дорога, биржа, проанализировав
их влияние на человеч. характер.


В драматургич. наследии 3.
наиболее значительны драма "Тереза Ракен" (пост. 1873) и комедия "Наследники
Рабурдена" (1874). Рост социалистич. тенденций в рабочем движении 90-х
гг. позволил 3. ("Речь к юношеству", 1893) увидеть "... в поднимающемся
социализме зачаток социального закона будущего, закона труда для всех..."
(цит. по кн.: Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 29, 1954, с. 181). Герой
трилогии "Три города" ("Лурд", 1894, "Рим", 1896, "Париж", 1898) интеллигент
Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и открывает
у её истоков эксплуатацию невежественной толпы, грубую торговлю "чудом".
Свою мечту о грядущем торжестве разума, труда 3. воплотил в незавершённой
социальной утопии-тетралогии "Четыре евангелия" ("Плодовитость", 1899,
"Труд", 1901, "Истина", 1903, посмертно, "Справедливость", не заверш.).
В 1898, во время Дрейфуса дела, 3. поднял голос против клерикальной
и воен. реакции (сб. статей "Истина шествует", 1901).
Письмо 3. президенту республики "Я обвиняю" (опубл. в газ. "Орор" - "L'Aurore",
13.1.1898), по выражению Ж. Геда,-самый революц. акт века. Бурж. Франция
приговорила 23 февр. 1898 писателя-гражданина к тюремному заключению. 3.
удалился в изгнание (вернулся в 1899).


3. мечтал создать театр для
народа. В цикле драм "Франция шествует" он намеревался продолжить битву
с Третьей республикой, в к-рой под революц. вывеской властвовал монархич.
дух. Замысел не был реализован. 3. внезапно скончался от отравления угарным
газом.


Прямое влияние 3. испытали
писатели разных стран. В России произв. 3. с 1872 печатались порой раньше,
чем во Франции. В 1875-80 3. благодаря посредничеству И. С. Тургенева сотрудничал
в журн. "Вестник Европы". Глубокий отклик в России породило письмо "Я обвиняю".
После Великой Окт. социалистич. революции наследие 3. высоко оценили А.
В. Луначарский и М. Горький. "По романам Эмиля Золя,- сказал Горький,-
можно изучить целую эпоху" (Собр. соч., т. 25, 1953, с. 94).


Соч.: Les oeuvres completes.
Notes et commentaires de M. Le Blond, [t. 1 - 50], P., 1927-29; CEuvres
completes, ed. etablie sous la direction de Henri Mitterand, [t. 1 - 42],
P., 1966 - 69; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1 - 18. Под общей ред. А. Пузикова.
М., 1957; Собр. соч. в 26-ти томах. Вступ. ст. И. Аниснмова, М., 1960-67;
Э. Мана, Л., 1935.


Лит.: Маркс К. и Энгельс
ф., Об искусстве. Сост. М. Лифшиц, т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 36 ("Пророческие слова", с. 476); Анисимов
И. И., Золя, в его кн.: Классическое наследство и современность, М., 1960;
Барбюс А., Золя. Вступ. статья А. Луначарского, М. - Л., 1933; Клеман М.
и Реизов Б., Э. Золя, Л., 1940; Крупская Н. К., Педагогические сочинения
в 10 тт., т. 8, М., 1960, с. 638 - 39; Лану А., Здравствуйте, Эмиль Золя!,
М.,1966; Лафарг П., "Деньги" Золя, в его кн.: Литературно-критические статьи,
М., 1936; Луначарский А., "На кисельных берегах". Современная литература
на Западе, в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970; Манн Г., Речь
о Золя в Праге. Золя. Соч. в 8 тт., т. 8, М., 1958; Пузиков А. И.. Э. Золя,
М., 1961; его же, Золя, М., 1969; Эйхенгольц М., Творческая лаборатория
Золя, М., 1940; Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество, К.,1971;
Freville J., Zola, semeur d'orages, P., [1952]; Gui11emin H., Presentation
des Rougon-Macquart, [P., 1964]; Max S., Les metamorphoses de la grande
ville dans les Rougon-Macquart, P., 1966; Mitterand H., Zola journaliste....
P., [1962]; Ramond F., Les personnages des Rougon-Macquart, P., 1901; Ternois
R., Zola et ses amis italiens. Documents inedits, P., 1967; Zola, [New
Haven (Connc.), 1969].


Библиографические издания.
Брук Е. Ф. иПаевская Л. В., Э. Золя. (К 50-летию со дня смерти), М.,1953;
Mitterand H. е t Suwala H., Emile Zola journaliste. Bibliographic chronologique
et analytique, v. 1 - , P., 1968.

В. П. Балашов,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я