ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (Zenon
Eleates) (ок. 490-430 до н. э., Элея, Юж. Италия), древнегреческий
философ. Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость
чувственного бытия вообще. Аристотель считал 3. Э. основателем диалектики,
так
как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому,
полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных
мнений (есть указания на то, что 3. Э. излагал своё учение в диа-логич.
форме). 3. Э. известен знаменитыми парадоксами (апориями).


Аргументы 3. Э. привели к
кризису др.-греч. математики, преодоление которого было достигнуто только
атомистич. теорией Демокрита. Осн. мысль апорий 3. Э. (как и Парменида)
состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризуют
картину мира, как она воспринимается чувствами. Но эта картина недостоверна.
Истинная картина мира постигается мышлением. Попытка мыслить множество
приводит математику к противоречию. Следовательно, множественность немыслима.
То же с мыслимостью движения. Диалектика 3. Э. основывалась на постулате
недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление противоречий,
возникающих при предпосылке мыслимости множественности, прерывности и движения,
рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же
время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве,
непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого)
бытия.


Критику аргументов 3. Э.
с позиций идеалистич. диалектики дал Гегель (см. "Лекции по истории философии",
т. 9, Л., 1932, с. 231-45). С позиций материалистич. диалектики эта критика
дана В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 230-33). Апории
3.
Э.
явились важнейшим этапом на пути развития антич. диалектики. Они оказали
существ. влияние и на развитие философии в новое время, в частности на
филос. обоснование математики.


Фрагменты в кн.: Diе1s Н.,
Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 1, B., 1959; Маковельский
А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915.


Лит.: Сватковский
В. П., Парадокс Зенона о летящей стреле, "Журнал Министерства народного
просвещения", 1888, № 4, отд. 5, с. 203 - 39; Херсонский Н. X., У истоков
теории познания. (По поводу аргументов Зенона против движения), там же,
1911, № 8; Богомолов С. А., Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Ис.
Ньютон, Г. Кантор), Л. -М., 1934; Гокиели Л. П., О природе логического,
Тб., 1958, с. 32-58; Асмус В. Ф.. История античной философии, М., 1965,
с. 40-45; Zeno of Elea. A text, with translation and notes by H. D. P.
Lee, Camb.. 1936; Frankel H.,Wege und Formen fruhgriechischen Denkens,
Munch., 1955; Grunbaum A., Modern science and Zeno's paradoxes, L., [1968].
А.
Ф. Лосев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я