ЗЕНОН

ЗЕНОН (Zenon) из Китиона
(на о. Кипр) (ок. 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель
школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской
школы
Стилпона, а также у философов Академии платоновской и
Полемона. В 308 до н. э. основал собств. школу в Афинах. Сочинения 3. дошли
до нас только в отрывках. Учение 3., складывавшееся в условиях формирования
могущественных эллинистич. гос-в, характеризуется преим. вниманием к обоснованию
внутр. независимости личности. 3. строит этику на основе физики, т. е.
учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего 3. провозглашает
огонь, который он отождествляет с божеств. логосом. Над миром господствует
необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божеств.
дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение,
движение души, определяющее причины отд. человеческих действий. Учение
о влечении предшествует у 3. учению о добродетели. Цель разумного влечения
- добродетельная жизнь, к-рую 3., в согласии с киниками, определял как
жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное
состояние познающего разума - вслед за Сократом 3. отождествлял добро с
разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках 3.
видит лишь недостаток знаний). В учении 3. о доблестных и дурных поступках
выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с к-рым
отд. лицо сообразует свои действия и в к-ром сказывается общая зависимость
всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное
влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится
исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности,
бесстрастен.


В учении об обществе 3. развивал
космополитич. воззрение, отразившее процесс становления мирового гос-ва.
3. распространяет на гос-во закон, общий для всех народов и обнимающий
весь мир; благо всех выше блага отд. лица. Политич. закон совпадает для
3. с нравственным. В педагогич. идеях 3. намечены предпосылки учения о
характере. Вера 3. в определяемость нравств. поступка мышлением связывала
3. с сократовской традицией и оказала значит. влияние на развитие психологии
и этики.


Фрагменты в кн.: Аrnim I.,
Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.


Лит.: История философии,
т. 1, M., 1940 (см. указатель имён); Pohlenz M., Die Stoa, 2 Aufl., Gott.,
1959.


В. Ф. Асмус.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я