ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ использование
вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи
для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. п. О 3. имели
представление ещё теоретики древнеинд. поэтики, связывавшие с преобладанием
или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т. п.) разные "стили"
поэзии. В целях 3. может использоваться: а) повтор звука: "Ворон канул
на сосну,/ Тронул сонную струну " (А. Блок); б)
повтор фонетически близких звуков: "Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/
На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак); в)
противопоставление фонетически контрастных звуков: "Ветер веет и вьется
украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля< тяжелыми складками/Шелков
зеленых" (М. Волошин); г) разная организация
последовательностей звуков и интонационных единств: "В июле, в самый зной,
в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян,
/Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов). Приёмы 3. могут быть канонизированными
(общепринятыми в данной лит-ре) или индивидуальными. Так, аллитерация
канонизирована
в тюркской нар. поэзии и индивидуальна в русской. См.
Поэтика, Стихосложение,
Фоника.



Лит.: Шенгели Г. А.,
Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика,
П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической
техники, "Вопросы языкознания", 1963, № 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа
"словесной инструментовки", в сб.: Поэтика, в. 5. Л., 1929. Л. А. Леонтьев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я