ЗВУКОЗАПИСЬ

ЗВУКОЗАПИСЬ процесс
записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения;
3. называют также записанную звуковую информацию. 3. основана на изменении
физич. состояния или формы различных участков носителя записи - магнитной
ленты, граммофонной пластинки,
киноплёнки и др. 3. представляет собой
частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется
двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые
колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на
носитель записи, во втором - сначала преобразуются микрофоном в электрич.
колебания, мощность к-рых повышается усилителем до необходимого значения,
после чего электрич. колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель,
т. е. непосредственно производящий запись. Электро-акустич. способ обеспечивает
лучшее качество 3., большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти
полностью вытеснил акустич. способ. Для воспроизведения 3. гл. обр. применяют
электро-акустич. способ, при к-ром сначала от фонограммы получают электрич.
колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют
их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три осн.
системы 3.: механическую, фотографическую и магнитную.


При механической записи
звука
(рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося
носителя канавку, форма к-рой соответствует форме записываемых звуковых
колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем
граммофонная
игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт
их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханич. преобразователю
звукоснимателя,
вырабатывающему электрич. сигналы. Механич. 3. впервые практически
осуществлена в 1877 амер. изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим
фонограф
с
записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем
фольга была заменена воском. Механич. 3. на граммофонных пластинках получила
широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука
в домашних условиях.


При фотографической 3. в
такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма
светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается
"сфотографированным" (рис.2). После хи-мич. проявления на плёнке образуется
затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина к-рой изменяется по
длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания.

922-12.jpg


Рис. 1. Схема механической
звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 - микрофон; 2- усилитель
электрических колебаний; 3- носитель записи; 4- рекордер;
5 - резец; 6- дорожка записи (канавка); 7 - механическая фонограмма;
8
-
звукосниматель; 9 - граммофонная игла; 10- громкоговоритель.

922-13.jpg


Рис. 2. Схема фотографической
записи (а) и её воспроизведения (б): 1-микрофон; 2-
усилитель
электрических колебаний; 3-
источник
света; 4- модулятор света; 5- носитель записи (киноплёнка); б-дорожка
записи (фотографическая фонограмма); 7- фотоэлемент; 8- громкоговоритель.


Для воспроизведения 3. фотографическую
фонограмму, к-рая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка
при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи
и падающим на фото-элемент. Фотоэлемент преобразует колебания силы
света в электрич. колебания. Прообразом аппаратов фотографич. 3. является
фотографофон, изготовленный в 1901 нем. инж. Э. Румером. Фотографич. 3.
применяют гл. обр. в звуковом кино.


При магнитной записи в
такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отд. участки носителя, движущегося
через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку
к-рой проходят усиленные электрич. токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении
происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает
в магнитной головке электрич. сигналы. Первый аппарат для магнитной 3.
на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 дат. инж. В. Паульсеном.

922-14.jpg


Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи
(а)
неё
воспроизведения (б): 1- микрофон; 2- усилитель электрических
колебаний; 3- магнитная головка; 4- магнитное поле головки;
5- носитель записи; 6- магнитная фонограмма; 7- громкоговоритель. Стрелкой
указано направление движения носителя записи (магнитной ленты).


С 40-50-х гг. 20 в. получила
распространение магнитная 3. на магнитную ленту посредством магнитофонов,
к-рые
являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства 3. в
домашних условиях.


3. развивается по пути совершенствования
трёх названных систем 3. и постепенного перехода от монофонической звукозаписи
к
стереофонической
звукозаписи,
при воспроизведении к-рой слушатель получает информацию
о пространств, расположении отд. источников звука: звук как бы приобретает
"объёмность", и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

В. Г. Корольков.




Звукозапись в радиовещании.
В
20<- 30-е гг. применение 3. в программах радиовещания носило эпизодич.
характер, сам процесс 3. не был составной частью радиопроизводства. Внедрение
с нач. 40-х гг. магнитной 3. в процесс подготовки радиопередач явилось
революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки
для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и
жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир
3. событий общественной жизни. 3. способствовала развитию радиопублицистики,
радиодраматургии, радиотеатра, муз. вещания, позволила сохранять и использовать
в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального иск-ва, исполнительского
мастерства, нар. творчества.


В зависимости от содержания
различают 3.: документальные - записи событий, выступлений, интервью и
др.; доку ментально-художественные - обычно композиции, сочетающие записи
документального, публицистического и художественного характера; художественные
- записи произведений художественной лит-ры, театра, музыки, а также оригинальных
произведений радиоискусства (напр., радиоспектакли). Широко применяются
записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие
создавать звуковой фон, к-рый помогает исполнителям и аудитории почувствовать
реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).


Принято также различать 3.
и по др. признакам, напр. по способу-месту записи - студийные, внестудийные,
трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования
в вещании - фондовые, в т. ч. уникальные, и разовые; по целевому назначению
- учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные,
рекламные и др.


Фондовые 3. предназначаются
для длительного хранения и многократного использования в радиовещании.
Как правило, это 3. историч. событий, выступлений гос. и общественных деятелей,
3. выдающихся произведений лит-ры, музыки, театра в исполнении известных
мастеров иск-в, фольклорные записи и др. Фондовые 3. отличаются высоким
уровнем технич. исполнения, производятся по возможности в спец. студиях,
причём делается несколько вариантов, из к-рых затем монтируется наилучший
для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного
радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится
в стереофонич. совместимом варианте, пригодном и для монофонич. воспроизведения.
Разовые 3. производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей,
возможных при прямой передаче в эфир, и использования 3. без присутствия
исполнителей в студии. После передачи разовая 3. обычно размагничивается.
Ок. 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается,
что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного
времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания
и звукозаписи.)


Звукозапись в обучении.
В
учебных целях 3. (грамзапись) впервые стала использоваться в нач. 20 в.
в США, ряде стран Европы, в т. ч. и в России. Первые учебные 3. специально
для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностр. яз.).
В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых уч. пособий для общеобразовательной
школы и др. типов уч. заведений. Осн. типы учебных 3.- пособий: звуковые
приложения к учебникам иностр. яз. для общеобразовательной школы, вузов,
самоучители для изучающих иностр. ял. самостоятельно; фонохрестоматии
по
художественной лит-ре, истории СССР, муз. лит-ре; озвученные диафильмы
по языку и лит-ре; записи уроков известных муз. педагогов, беседы о музыке,
самоучители игры на муз. инструментах, муз. диктанты и др.; научно-образовательные
и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники,
культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики;
записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, 3.-пособия
выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, ср. спец. уч. заведениях
(особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника,
лингафонные
кабинеты.
Магнитная запись используется в основном в целях овладения
живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования
культуры родной устной речи, а также исполнительокого мастерства (в муз.
и театральных уч. заведениях). В этом отношении магнитная запись является
уникальным средством самоконтроля, т. к. она позволяет анализировать звучание
своей речи, своего исполнения.


И. Я. Вепринцев, Э. О.
Конокотин, В. Н. Ружников.



Лит.: Аполлонова Л.
П., Шумова Н. Д.. Механическая звукозапись, М.- Л., 1964; Парфентьев А.
И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М.. 1957.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я