ЗВУКОВОЕ КИНО

ЗВУКОВОЕ КИНО производство
и показ кинофильмов, изображение в к-рых, в отличие от "немых", сопровождается
речью, музыкой, звуковыми эффектами (шумами).


Попытки соединить (синхронизировать)
изображение со звуком делались ещё на ранней стадии существования кинематографа:
использовался муз. аккомпанемент (пианино, оркестр и др.), привлекались
актёры, к-рые синхронно с изображением воспроизводили речь, песни персонажей
фильма. В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались многочисл. попытки создать
устройство для синхронного воспроизведения звука с показом фильма [кинетофон
Т. Эдисона (США, 1899), хронефон Л. Гомона (Франция, 1901), использование
спец. граммофонных пластинок и др.]. Только изобретение и совершенствование
метода совмещения изображения и фотографической (позже магнитной) звукозаписи
на общем носителе - киноплёнке - позволило достичь их синхронности при
показе звукового фильма. Рус. учёные А. Ф. Виксцемский в 1889 и И.Л.Поляков
в 1900 впервые предложили схему воспроизведения фотографич. записи звука
посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы. Перспективным
явилось также изобретение Ю. Лооста (США), разработавшего в 1906 систему
фотографич. записи звуковых колебаний на киноплёнку. Практич. системы 3.
к. были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. Сов. системы
3. к. с фотографич. записью звука начали разрабатываться в 1926 в Москве
группой изобретателей под руководством П. Г. Тагера (система "Тагефон")
и в 1927 в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма
имела переменную ширину дорожки записи, в системе "Тагефон" - переменную
оптич. плотность. Первая кинопрограмма с записью звука по системе Шорина
показана в 1929. Первый сов. полнометражный художеств. фильм с записью
звука по системе "Тагефон" - "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк).


Разработка и внедрение в
50-х гг. 20 в. магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание
и освоение новых видов кинематографа (широкоэкранного, широкоформатного,
панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значит.
повышению качества показа фильмов. Широкие углы рассматривания цветных
изображений создали т. н. эффект присутствия зрителя. Впечатление усиливалось
стереофонич. воспроизведением звука, позволившим создавать "пространственную
звуковую перспективу": звук как бы "следует" за изображением его источника,
вызывая иллюзию реальной действительности (см. Стереофоническая звукозапись).


Техника съёмки и показа звуковых
фильмов иллюстрируется структурной схемой (см. рис.). Объект съёмки фиксируется
на киноплёнку съёмочным аппаратом. Звуковые колебания воспринимаются микрофоном
и после предварит. усиления, регулировки уровня записи, последующего усиления
поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отд. магнитной ленте.
Различные звучания (речь, музыка, шумы), записанные при произ-ве фильма,
обычно располагаются на неск. лентах (от 2 до 8 и более). После окончания
монтажа
кинофильма
осуществляется перезапись звука: сигналы с речевых, музыкальных и шумовых
фонограмм сводятся на одной фонограмме с необходимым соотношением уровней
громкости. С негативов изображения и фонограммы, сдаваемых киностудиями
на кинокопировальные фабрики, производится массовая печать (тиражирование)
совмещённых позитивных копий фильма, поступающих затем в кинотеатры. В
кинопроекционном
аппарате
совмещённая позитивная копия продвигается со скоростью, соответствующей
в общем случае скорости съёмки, и изображение проецируется на экран; фотографич.
фонограмма переменной шириныили переменной плотности (см.
Звукозапись),
полученная перезаписью с магнитной фонограммы, пересекает световой
поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты (в звуковом
блоке) и изменяет (модулирует) его в соответствии с записанными звуковыми
колебаниями.


Фотоэлемент превращает падающий
на него переменный световой поток в электрич. колебания, к-рые после усилителя
фототоков и усилителя воспроизведения поступают на громкоговоритель, установленный
у экрана в зрительном зале кинотеатра. В случае магнитной звуковой дорожки
воспроизведение звука осуществляется магнитной головкой вместо фотоэлемента.
В 3. к. применяются: синхронная запись - запись звука одновременно со съёмкой
в павильоне и вне его (наиболее распространённый, сложный вид, требующий
определённой акустики павильона, соблюдения режима тишины и пр.); предварительное
и последующее озвучение с раздельной записью звука и изображения; дублирование
звуковых фильмов - процесс изготовления новой фонограммы, обычно на др.
языке; специальные виды звукозаписи, проводимые для получения особых эффектов
(телефонный разговор, эхо, изменение высоты звука и пр.). Введение 3. к.
явилось революционным этапом в развитии кинематографа как иск-ва, значительно
выросли его идейно-художеств. возможности, обогатился арсенал выразительных
средств.


Лит.: Шорин А.
Ф.,
Как экран стал говорящим, М., 1949; Тагер П. Г., Из истории развития советского
звукового кино, "Изв. АН СССР. Серия физическая", 1949. т. 13, № 6; Высоцкий
М. 3., Магнитная звукозапись кинофильмов, М., 1960; Голдовский Е. М., Основы
кинотехники, М., 1965; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

М, 3. Высоцкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я