ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ условное
наименование широко распространённого в древнем иск-ве стиля, отличит.
чертой к-рого было изображение отд. животных, частей их тела, а также сложных
композиций из неск. животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое
распространение получил в железном веке. Происхождение 3. с. связано с
почитанием священного зверя (см. Тотемизм), изображение к-рого постепенно
превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы 3. с.
известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до. н. э., в Передней Азии,
Индии и Китае - во 2-м тыс. до н. э. На терр. СССР древнейшие образцы 3.
с. известны в Закавказье и на Сев. Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н.
э. Во 2-м тыс. до н. э. 3. с. появляется в Поволжье, Приуралье, Ср. Азии
и Юж. Сибири. В наиболее развитом виде 3. с. выступает в скифо-сарматском
иск-ве Сев. Причерноморья и в иск-ве племён Юж. Сибири 1-го тыс. до н.
э. и первых веков н. э. Скифский 3. с. сложился под влиянием иск-ва Ирана
и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значи. влияние древнегреч.
иск-ва.


Для него характерны тонкое
наблюдение природы, реалистич. передача форм животных и их движений, динамич.
композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения
травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастич. существ (грифонов).
Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву
и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого
тела, выполненная в 3. с. Реалистичность изображений сочеталась с определённой
условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, к-рую
они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся;
копытные с подогнутыми ногами; хищники - иногда свернувшимися в клубок).
Прослеживаются условные приёмы и в передаче отд. частей тела животного
(глаза в виде кружков, рога - завитков, пасть - полукруга и т. д.). Иногда
изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти
зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещённые
на изображения др. животных. В сарматском 3. с. схематизация и условные
черты заметно усилились, изображения часто покрывались многочисл. цветными
вставками. В 1-м тыс. н. э. 3. с. постепенно утратил своё значение, особенно
в связи с распространением христианского иск-ва на 3. и мусульманского
на В. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом
прикладном искусстве различных народов (в частности, Зап. и Вост. Европы).
Так, напр., известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню,
заставки рукописных книг и т. д. с изображениями различных зверей, птиц
и фантастич. существ (китоврас, птица-сирин и др.).


Лит.: Киселёв С. В.,
Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Руденко С. И., Культура
населения Горного Алтая в скифское время, М.- Л., 1953; Артамонов М. И.,
К вопросу о происхождении
скифского искусства, в кн.: Сообщения
Государственного Эрмитажа, Л., 1962,
в. 22; Rostoytzeff М., The animal style
in South Russia and China, Princeton, 1929.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я