ЗАПАДНИКИ

ЗАПАДНИКИ представители
одного из направлений рус. обществ. мысли 40- 50-х гг. 19 в., выступавшие
за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России
по зап.-европ. пути. Большинство 3. по происхождению и положению принадлежали
к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого
купечества, ставшие впоследствии преим. учёными и литераторами. Идеи 3.
выражали и пропагандировали публицисты и литераторы - П. Я. Чаадаев, И.
С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков,
Е. ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политич.
экономии - Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин,
Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Примыкали
к 3. писатели и публицисты - Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин,
А.
П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов,
И. И. Панаев, А. ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.


В обществ. борьбе против
реакционной официальной идеологии, провозглашавшей единство "православия,
самодержавия и народности", и в идейных спорах со славянофилами вместе
с 3. выступали в 40-х гг. А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский.
В кон. 30-х и в 40-х гг. 19 в., когда между демократизмом и либеральной
идеологией ещё не было тех противоречий, к-рые обнаружились позднее, на
рубеже 50-60-х гг., Герцен, Огарёв и Белинский воспринимались в обществ.-идейных
спорах и журнальной полемике как 3., и сами себя к ним относили. Однако
по сути взглядов и обществ.-политич. позиций они являлись представителями
зарождавшейся революц.-демократич. идеологии. Органами печати, в к-рых
3. сотрудничали, гл. обр. были "Отечественные записки" (с 1839), "Современник",
"Русский
вестник" (с 1856), "Атеней" (1858-1859), газ. "Московские ведомости", "Санкт-Петербургские
ведомости", лит. сборники "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский
сборник" (1846).


Предпосылками к возникновению
западничества, а также славянофильства были процессы разложения и кризиса
крепостничества и развития капиталистич. отношений в России, формированию
западничества и славянофильства содействовало обострение идейных споров
среди интеллигенции после напечатания в 1836 "философического письма" Чаадаева.
К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841- взгляды 3. В моск.
лит. салонах Свербеевых, Елагиных-Киреевских, Аксаковых, Сенявиных по определённым
дням встречались писатели и учёные - 3. и славянофилы, бывали Герцен и
Белинский. Новые произведения, нередко бесцензурные, обсуждавшиеся в салонах,
вызывали страстные споры по обществ.-политич., филос., ист. и религ. вопросам.
Идейные споры в моск. салонах ярко изображены Герценом в "Былом и думах".
3. не отразили своих концепций программно чётко в к.-л. одном произведении
или документе. Но обществ.-политич., филос. и ист. воззрения 3., имея многочисл.
оттенки и особенности у отдельных 3., в целом характеризовались определёнными
общими чертами: отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической
действительности; обществ. и научно-лит. деятельность 3. была объективно
направлена к тому, чтобы приблизить и облегчить развитие капиталистич.
строя в России; они выступали с критикой крепостного права и составляли
проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда.


Особенно большое значение
в борьбе с крепостничеством имели "Записки охотника" И. С. Тургенева (1849),
публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского (1843-44, 1845-46,
1851), а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского "О крепостном
состоянии в России" (1841) и К. Д. Кавелина "Записка об освобождении крестьян
в России" (1855, изд. 1898). Сильнейшие удары по крепостничеству нанесли
произв. А. И. Герцена и В. Г. Белинского, особенно известное письмо Белинского
к Гоголю (1847). Отмена крепостного права представлялась 3. возможной и
желательной только в виде реформы, проводимой пр-вом совместно с либеральными
дворянами. Крестьяне при освобождении должны были получить небольшие зем.
наделы, уплачивая помещикам ден. выкуп за себя и землю. 3. критиковали
феод.-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный,
конституц. порядок зап.-европ. монархий, прежде всего Англии и франции.
Многие публицистич. произв. П. В. Анненкова, В. П. Боткина, И. В. Вернадского,
И. К. Бабста и др. посвящены были показу зап.-европ. обществ.-политич.
жизни, популяризации бурж. демократии. В этих произв. проявлялась нередко
идеализация бурж. правопорядка и быта, определённая апологетика бурж. демократии,
обществ.-политич. строй к-рой тогда выгодно отличался от феод.-бюрократич.
устройства крепостной России. Выступая за сближение России с бурж. странами
Зап. Европы, 3. призывали к быстрому развитию пром-сти, торговли и новых
средств транспорта, прежде всего жел. дорог; убеждённо выступали за свободное
развитие пром-сти и торговли без вмешательства гос-ва.


Установления бурж .-парламентарного
строя в России они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя обществ.
мнением на царское пр-во, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение
и науку. Путь революции и идеи социализма (утопического) были неприемлемы
для 3. Убеждённые сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения
и реформ, 3. высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России.
В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, открывшего новые
пути для ист. развития России, как одной из европ. держав. После смерти
Николая I 3., стремясь побудить царское пр-во к реформам, часто ставили
Петра I в пример Александру П. Филос. воззрения 3. находились в русле развития
идеализма, при заметном воздействии философии Г. Гегеля и Ф. Шеллинга;
в 50-х гг.- О. Конта и Г. Бокля. Историографич. концепции 3. во многом
были родственны идеям зап.-европ. историков: Ф. Гизо, О. Тьерри, Л. Ранке,
Б. Нибура.


В целом общественная и науч.-лит.
деятельность и воззрения 3., их борьба против реакционной официальной идеологии
и критика либерально-консервативных позиций славянофилов имели определённое
прогрессивное значение в условиях крепостной России. В то же время сопоставление
3. и славянофилов показывает, что их идейные разногласия явились своеобразным
отражением объективных противоречий развития рус. общества накануне отмены
крепостного права в России. В обстановке назревавшей революц. ситуации
кон. 50-х гг. в практике подготовки крест. реформы 1861 противоречия между
3. и славянофилами сглаживались и намечалось сближение 3. и славянофилов,
т. к. те и другие объективно выражали интересы либеральных помещиков и
буржуазии. Идеологам либеральных помещиков и буржуазии противостояли революц.
демократы во главе с Чернышевским и Герценом. В пореформенное время, в
условиях капиталистич. развития западничество как особое направление в
обществ. мысли перестало существовать.


Лит.: Ленин В. И.,
Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же. Еще к вопросу о теории реализации,
там же, т. 4; его же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же,
т. 5; Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч. в 30 тт., т. 8 - 11, М., 1956
- 57; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли в XIX в., кн.
1 - Западники и славянофилы, Соч., т. 23, М.- Л., 1926; Нифонтов А. С.,
Россия в 1848 г., М., 1949; Дмитриев С. С., Русская общественность и семисотлетне
Москвы, в сб.: Исторические записки, т. 36, М., 1951; его же, Грановский
и Московский университет, в кн.: Т. Н. Грановский, Библиография (1828 -
1967), М., 1969; История русской критики, т. 1, М.- Л., 1958; История русской
литературы, т. 7, М.- Л., 1955; Кулешов В. И., "Отечественные записки"
и литература 40-х гг. XIX в., М., 1959; Покровский А. С., Фальсификация
истории русской политической мысли в современной реакционной буржуазной
литературе, М., 1957; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., История русской
философии, М., 1961; Сладкевич Н. Г., Очерки истории общественной мысли
России в конце 50 - начале 60-х гг. XIX в., Л., 1962; Wа1iсki A., Stowianofile
i okcydentalisci, в сб.: Archiwum histori ifilosofii i mysli spotecznej,
t. 4,Warsz., 1959.


См. также лит. при биографич.
ст. о западниках. С. С. Дмитриев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я