ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС порядок
деятельности высшего органа гос. власти по созданию законов, обычно закреплённый
в конституции. Для 3. п. в социалистич. странах характерны: чёткая юрид.
регламентация; активное участие обществ. орг-ций трудящихся; научная обоснованность
законопроектов, обеспечивающая отражение ими объективных потребностей обществ.
развития; создание в итоге законов, выражающих коренные интересы и подлинную
волю нар. масс. В СССР 3. п. состоит из 4 стадий: 1) внесение законопроекта
в Верх. Совет органом, обладающим правом законодательной инициативы;
этому
предшествует тщательная предварит. разработка законопроекта в гос. аппарате,
науч. учреждениях; важнейшие проекты подвергаются всенародному обсуждению;
2) обсуждение законопроекта в Верх. Совете СССР или Верх. Совете союзной
(авт.) республики после доклада представителя органа, внёсшего проект.
В обсуждении участвуют обычно представители постоянных комиссий Верх. Совета,
его депутаты, иногда специалисты, представители общественности; 3) принятие
закона путём голосования. Закон считается принятым, если за него голосовало
более 1/2 всех депутатов; конституционный закон принимается
квалифицированным
большинством
(не менее 2/принятого закона за подписями председателя и секретаря Президиума Верх.
Совета в офиц. органах - "Известиях Советов депутатов трудящихся" и "Ведомостях
Верховного Совета СССР"; с опубликованием закона связаны его доведение
до всеобщего сведения и его вступление в силу (см.
Действие закона).
В
зарубежных социалистич. странах 3. п. строится на аналогичных принципах.


В бурж. гос-вах 3. п. характеризуется
сосредоточением права внесения законопроектов в руках глав гос-ва и пр-ва;
под их контролем находится по существу и вся законодат. деятельность парламента.
Огромную роль в 3. п. играют разного рода парламентские комитеты и комиссии
(см. Комиссии парламентские), рассматривающие законопроекты по существу
и зачастую предрешающие их дальнейшую судьбу. После принятия закона парламентом
следует стадия его санкционирования главой гос-ва, а в нек-рых странах
(напр., во франции) и стадия промульгации (т. е. решения главы гос-ва
об опубликовании закона). Только после этого следует опубликование принятого
закона. л. ф. Шебанов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я