ЗАКОН

ЗАКОН (юрид.), нормативный
акт высшего органа гос. власти, принятый в установленном порядке и обладающий
высшей юрид. силой по отношению к актам других гос. органов и обществ.
орг-ций. 3.- осн. форма выражения права в совр. обществе.


Высшая юрид. сила 3. проявляется
в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не
может отменить или изменить 3.), 3. должны соответствовать акты всех гос.
органов. 3. занимает главенствующее положение в системе правовых актов
гос-ва; содержащиеся в 3. нормы регулируют обычно основные, наиболее важные
обществ. отношения; в 3. наиболее полно выражается гос. воля правящего
класса, его экономич. и политич. интересы.


По значению и характеру содержащихся
в 3. правовых норм различают конституционные и обыкновенные 3. Конституц.
3. предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют осн.
начала и принципы обществ. и гос. строя, порядок образования и деятельности,
а также компетенцию гос. органов, из-бират. систему, осн. права и обязанности
граждан. Принятие и изменение конституц. 3. требует обычно квалифицированного
большинства
(2/3/в законодат. органе, а иногда и референдума.


В социалистич. гос-вах 3.-
осн. правовой инструмент решения политич. задач, важное орудие хоз. и культурного
строительства, обеспечения внутр. и внеш. безопасности гос-ва, защиты социалистич.
собственности, расширения и укрепления социалистич. демократии. По Конституции
СССР право принятия 3. СССР принадлежит исключительно Верховному Совету
СССР,
3. союзных и авт. республик - Верх. Советам этих республик. В
зарубежных социалистич. странах право принятия 3. также является прерогативой
высших представит. органов власти (напр., Нар. собрания в Болгарии). Определяющая
роль 3. по отношению к иным правовым актам гос. органов - один из осн.
принципов . социалистич. законности.


Осн. 3. в СССР - Конституция
СССР 1936. Особое место среди сов. 3. занимают Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик, содержащие общие принципиальные положения
для законодательства всех союзных республик по отд. отраслям сов. права.
Большое значение имеют 3. о гос. плане развития нар.
х-ва и 3. о гос. бюджете. В законодательстве союзных республик важную роль
играют кодексы.


Конституции большинства совр.
бурж. гос-в официально признают высшую юрид. силу за 3., принимаемым парламентом,
фактически всё большее значение имеют акты главы гос-ва и акты пр-ва по
вопросам, относящимся к компетенции парламента (см. Делегированное законодательство).
Для
оправдания этой практики в бурж. правовой науке выделяются два вида 3.:
3. в формальном смысле (как акт, издаваемый парламентом) и в материальном
смысле (акт, издаваемый пр-вом и имеющий общенормативный характер). См.
также Законодательство, Законодательный процесс. А. Ф. Шебанов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я