Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЗАКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в совр. границах организована в июне 1967. Управление - в г.
Тбилиси. Пролегает по терр. Груз. ССР, Арм. ССР и незначительно - Азерб.
ССР. Граничит с Северо-Кавказской ж. д. (ст. Весёлое) и с Азербайджанской
ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). Эксплуатац. длина дороги в совр.
(1970) границах 1942 км. Стр-во ж.-д. линий началось в 60-х гг.
19 в. В 1871 сдана в эксплуатацию линия Поти - Зестафони и в 1872 - линия
Зестафони - Тбилиси, к-рые соединили Закавказье с портами Чёрного м. В
1883 построены линии Батуми-Самтредиа, Баку-Беюк-Кясик-Тбилиси, создавшие
прямую ж.-д. связь между портами Каспийского и Чёрного морей; в 1899-1902
начала действовать магистраль Навтлуги - Александрополь (Ленинакан) - Ереван,
связавшая р-ны Грузии со столицей Армении и др. её р-нами, а в 1908 - линия
Джульфа - Норашен - Масис, соединившая ст. Джульфа (пограничную с Ираном)
с Ереваном и др. пунктами Закавказья. Широкое ж.-д. стр-во осуществлено
за годы Сов. власти: линии Цхакая - Сухуми (1940), Адлер - Бзыбь (1943)
и Бзыбь - Сухуми (1945), создавшие кратчайшую связь Закавказья с др. р-нами
страны, а также Горн-Цхинвали (1940) и ряд др. линий. 3. ж. д. почти полностью
электрифицирована. Электротягой (1969) выполнялось 93% всего грузооборота
дороги.


Дорога обслуживает р-ны добычи
угля, марганцевых и цветных руд, крупные предприятия машиностроения, чёрной
и цветной металлургии, химич., лёгкой и пищевой пром-сти, развитого многоотраслевого
с. х-ва. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Чиатува, Ткибули,
Рустави, Поти, Ереван, Батуми. Дорога взаимодействует с крупными портами
Чёрного м. по перевалке различных грузов (станции Поти и Батуми). Грузооборот
3. ж. д. составляет всего 0,6% от сетевого, однако на отд. участках дороги
грузонапряжённость весьма высокая. Среди грузов, отправляемых 3. ж. д.,
наибольший удельный вес имеют уголь, марганцевая руда, металлы, цемент
и др. строит. материалы минерального происхождения и грузы с. х-ва. Во
ввозе преобладают нефть и
нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой
пром-сти. Перевозки по видам сообщений распределяются: ввоз - 42% , вывоз
- 12% , местное сообщение - 46% . 3. ж. д. осуществляет большие пассажирские
перевозки как в междугородном (Тбилиси - Баку, Тбилиси - Ереван, Тбилиси
- Москва и др.), так и в пригородном сообщениях. Общий годовой объём пассажирских
перевозок ок. 40 млн. пассажиров, из них 3/4 - в пригородном сообщении.
Г. С. Райхер.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я